Eng
Размышления

Позор России

26 октября 2006 г., «Аргументы недели», газета

«Вот умрёт Толстой и все к чёрту пойдет в России, - говорил Чехов»

И. Бунин Воспоминания

Антон Павлович не дожил до революции, но понимал, что нечто грозное и неумолимое надвигается на нашу страну. Смерть великого Толстого - воплощения национальной совести - он воспринимал как некий порог, за которым катастрофа неизбежна. Иван Бунин не раз вспоминал пророческие слова Антона Чехова когда «всё в России пошло к черту». А уничтожалось тогда действительно всё: общественный уклад, уважение к закону, религиозные устои, а вместе с ними и институт семьи.

Чтобы ответить на вопрос, в каком состоянии находится в наше время институт семьи, нужно обратиться к статистике о беспризорных детях, и ответ будет очевиден. Мы живем в одной из наиболее богатых стран мира, в стране, где к концу 2002 года количество беспризорных детей достигло 700 тысяч.

Эти цифры, по данным Российского детского фонда, сопоставимы с числом беспризорников в Советском Союзе после окончания Великой Отечественной войны! Независимые же эксперты считают, что количество сирот и беспризорников приближается уже к полутора миллионам. Большинство из этих детей имеет родителей, которые их даже не ищут. Что это – кошмарный сон? Атрофия человеческих инстинктов? Разложение морали? Попробуйте найти среди этих детей узбека или еврея – не найдете. Это все дети русских родителей. «Социальные сироты», «государственные дети», дети, брошенные родителями – национальный позор России.

Давайте разберемся, в чем причина этого катастрофического явления.

Желание иметь ребенка – это естественный инстинкт человека, ибо создание семьи необходимо для продолжения человеческого рода. Большая семья в истории человечества была гарантом безопасности и выживания. Традиционно русская семейная модель мало отличалась от средневековой европейской - мужчина должен быть главой семьи, добытчиком и защитником, женщина – хорошая мать, жена, хозяйка, а дети - дар Божий и воспитываются в уважении к старшим.

Когда «все в России покатилось к черту», возникла революционная идеология бесполезности института семьи и, как следствие этого, - свободная любовь, возможность жить вне брака и даже с неограниченным количеством «участников». Детей предлагалось отдавать на воспитание государству. Семья, в принципе, была отменена, но ненадолго. Сталин быстро понял, что нельзя отказываться от ценностей, регулирующих жизнь народа, и решил использовать «ячейку общества» для установления жесточайшей диктатуры и тотального контроля над гражданами. Вспомните хотя бы приснопамятного Павлика Морозова, объявленного национальным героем. Но даже в те жуткие годы семья еще оставалась главной опорой и убежищем от житейских невзгод. Другой серьёзный удар по семейным ценностям нанёс государственный атеизм.

Отток крестьянского населения в города в течение всего 20-го века также способствовал развалу института семьи. Это привело к тому, что деревня практически изничтожилась, как и большая, крепкая крестьянская семья. И не только крестьянская. В городе для большой семьи необходимо достаточно жилплощади, но в Союзе жилья всегда не хватало. Тот самый «квартирный вопрос», который испортил советского человека: не разведёшься, потому что разменяться нелегко, а жениться надо обязательно, чтобы тебя поставили в очередь на квартиру.

Оттепель и медленное возвращение России к общению с внешним миром также девальвировали семейные ценности. К середине 70-х годов прошлого века западная цивилизация признала освобождение человека - в социальном и сексуальном смысле - преобладающей ценностью. Повышение жизненного уровня общества потребления способствовало дальнейшему распаду семейных связей и устоев, а так же сделало европейскую женщину независимой материально и лишило желания иметь детей. В западной Европе деторождение резко падает уже в течение последних двадцати лет. Распад института семьи и брака на Западе понятен. Италия, возможно, последняя европейская страна, где еще явственно чувствуется крепкая семейная связь – часто за столом сидят три, а то и четыре поколения, и никто не обречет мать на нищее одиночество. Может это еще и потому, что в Италии христианские ценности играют огромную роль. Но в целом западная цивилизация теряет семью. Думается, это результат индивидуализма: стремление личности к независимости от всего, включая семью. Это как бы доведённое до абсурда понятие свободы, когда личное благоденствие - абсолют, общественный интерес - ничто.

К счастью, человечество не ограничено западной культурой: в Китае, Индии, в мусульманских странах идеи индивидуализма не привились, и семья там по-прежнему – основа существования. Идея индивидуализма, в принципе, чужда и русской душе. Русский человек стремится жить в коллективе, и он теряется, когда нет авторитета старшего.

Еще один феномен – мы всегда думали, что отсутствие денег способствует распаду семьи. Раньше считалось, что семейная лодка разбивается исключительно о бытовые трудности. Теперь оказывается, что как раз их преодоление – «вместе легче» - даже укрепляет настоящую семью. Но сейчас, когда есть возможность зарабатывать деньги, семья начинает казаться лишней обузой. Значит дело не в бедности и не в богатстве. Дело в новых веяниях, в новой идеологии свободы. Сегодня беспрепятственно утверждается культ «независимого индивида»: молодое поколение одержимо персональным финансовым успехом. В итоге каждый член семьи больше обеспокоен собственным развитием, нежели существованием семьи в целом.

Распад семьи начинается с признания за человеком исключительно его прав и освобождения его от обязанностей, а ведь именно обязанности это то, что составляет зерно культуры, основу семьи. И одна из этих обязанностей – это ответственность перед твоими родителями и твоими детьми.

В нашей стране страшно быть старым. Вот старуха из обычной деревни в российской глубинке: шесть домов брошены, а она совсем одна, и за буханкой хлеба надо идти за 3 километра. Лишь иногда добрый почтальон занесёт и пенсию и хлеба. Но ведь где-то в городе у неё есть дети и внуки, которые редко о ней вспоминают. Факты налицо: в России много брошенных стариков при живых детях. И их детям не стыдно. Они свободны от моральных обязательств.

Согласно опросам, в России ценность семьи сегодня — на первом месте. То есть, потребность в семье, причем, именно в надежной семье, у современного человека есть, и она велика. Что же ищет русский человек – семью без ответственности перед близкими? Или сначала заработать миллион? Или нужна еще одна катастрофа, подобная той, что случилась в начале прошлого века, чтобы как доктор Живаго ощутить всю пустоту и беспросветность одиночества? Помните?

«И вдруг, как в открывшемся в сказке сезаме,

Предстанут соседи, друзья и семья,

И вспомню я всех, и зальюсь я слезами,

И вымокну раньше, чем выплачусь я...»

Причины детской бездомности могут быть разными, но результат общий - дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах, в подвалах, в коллекторах теплоцентрали. Впрочем, вы всё это уже знаете. И, наверное, это самое ужасное и чудовищное – все всё знают и... принимают детскую беспризорность, скорбно опустив глаза – мол, да это ужасно... А есть ли общественное мнение в России, и почему СМИ не орут, не вопят об этом факте, как о чем-то экстраординарном?! Есть ли этому объяснение? Может быть, мы еще не доросли до уровня цивилизованной нации? Мы еще не обрели способности идентифицировать чужие проблемы и боли со своими... Вынужден с горечью констатировать, что равнодушие нации к миллиону искалеченных русских детских душ - самый позорный факт для нашего народа и государства.

Андрей Кончаловский

nnissann, 7 августа 2013 г. 6:57:55
Россия страна рабов, необразованных холопов. Люди дики и тупы, ну что вы от них хотите, в диких племенах африки людоедство практикуется и это норма для них, а для нас для россиян норма быть тупым быдлом. И дети рождаются в большинстве случаев не от любви к детям а от любви к сексу. Сердце кровью обливается глядя на брошенных детей. Это уроды так поступают, уроды потому что не "правильные" , те кто оставляет в д.домах, делают аборты. Чувство материнское, чувство семьи, быта, мужчины и женщины ссохлось и стало таким ничтожным, все подменено ложными ценностями в угоду властьимущим. Гады, как так можно бросать детей, это же святое существо в отличие от вас гадкие продажные родители и ваши президенты и министры...
Оставить комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться...
искусство капитализм кино кинематограф заблуждения демократия выборы зависть европоцентризм Джордж Буш дедовщина здоровье историческое развитие историческое нетерпение история историческая вина идеология индивидуальная ответственность jetlag Казахстан жизнь мужчины и женщины деньги непотизм личная ответственность политкорректность политика Pussy Riot общество государство оттепель доверие Владимир Путин богатство абсурд Александр Александр Невский Александр Солженицын анонимная ответственность Антон Чехов армия бизнес бог буржуазия Василий Ключевский вера взятки Владимир Ленин война воровство Восток и Запад Георгий Плеханов Европа Кирилл и Мефодий коммерция коррупция крестьянское сознание культ личности культура Лев Толстой либерализм маркетинг марксизм международный женский день Михаил Горбачев нацизм национальная совесть нетерпимость Николай Гоголь новая философия Петр Первый правительство православие рабство равнение на Запад революция реклама религия реформы российский менталитет российский народ Россия русский народ семья смерть снобизм Советский Союз современное искусство Средневековье СССР сталинизм США толерантность транснациональные кампании Федерико Феллини феодальное сознание холокост христианство цивилизация шестидесятые экология Юрий Андропов язычество

«В «Стыдливых людях» я и старался задуматься о конфликте между свободой и обязанностью, между любовью и уважением, между правами человека и теми обязанностями, которые накладывает на него культура. Бывает, человек пытается освободиться от обязанностей и не может, а случается и наоборот: человек страдает от свободы, хочет и не может обрести обязанности, готов отказаться от свободы, чтобы узнать любовь».

«Танеев не зря говорил, что русская песня тянется, как тропа в поле. Формы нет, одно чувство. А взять песню немецкую или французскую: там ритм подчиняет все. Конечно, и русские песни не лишены ритма, но в России форме всегда отводилось второе место, первой заботой была сущность. Разные нации – разные ментальности. Они проявляются во всем: в отношениях между детьми и родителями, между мужчиной и женщиной».

«Если у тебя нет времени сделать добро, значит у тебя нет времени стать хорошим человеком».