Позор России
«Вот умрёт Толстой и все к чёрту пойдет в России, - говорил Чехов»
И. Бунин Воспоминания
Антон Павлович не дожил до революции, но понимал, что нечто грозное и неумолимое надвигается на нашу страну. Смерть великого Толстого - воплощения национальной совести - он воспринимал как некий порог, за которым катастрофа неизбежна. Иван Бунин не раз вспоминал пророческие слова Антона Чехова когда «всё в России пошло к черту». А уничтожалось тогда действительно всё: общественный уклад, уважение к закону, религиозные устои, а вместе с ними и институт семьи.
Чтобы ответить на вопрос, в каком состоянии находится в наше время институт семьи, нужно обратиться к статистике о беспризорных детях, и ответ будет очевиден. Мы живем в одной из наиболее богатых стран мира, в стране, где к концу 2002 года количество беспризорных детей достигло 700 тысяч.
Эти цифры, по данным Российского детского фонда, сопоставимы с числом беспризорников в Советском Союзе после окончания Великой Отечественной войны! Независимые же эксперты считают, что количество сирот и беспризорников приближается уже к полутора миллионам. Большинство из этих детей имеет родителей, которые их даже не ищут. Что это – кошмарный сон? Атрофия человеческих инстинктов? Разложение морали? Попробуйте найти среди этих детей узбека или еврея – не найдете. Это все дети русских родителей. «Социальные сироты», «государственные дети», дети, брошенные родителями – национальный позор России.
Давайте разберемся, в чем причина этого катастрофического явления.
Желание иметь ребенка – это естественный инстинкт человека, ибо создание семьи необходимо для продолжения человеческого рода. Большая семья в истории человечества была гарантом безопасности и выживания. Традиционно русская семейная модель мало отличалась от средневековой европейской - мужчина должен быть главой семьи, добытчиком и защитником, женщина – хорошая мать, жена, хозяйка, а дети - дар Божий и воспитываются в уважении к старшим.
Когда «все в России покатилось к черту», возникла революционная идеология бесполезности института семьи и, как следствие этого, - свободная любовь, возможность жить вне брака и даже с неограниченным количеством «участников». Детей предлагалось отдавать на воспитание государству. Семья, в принципе, была отменена, но ненадолго. Сталин быстро понял, что нельзя отказываться от ценностей, регулирующих жизнь народа, и решил использовать «ячейку общества» для установления жесточайшей диктатуры и тотального контроля над гражданами. Вспомните хотя бы приснопамятного Павлика Морозова, объявленного национальным героем. Но даже в те жуткие годы семья еще оставалась главной опорой и убежищем от житейских невзгод. Другой серьёзный удар по семейным ценностям нанёс государственный атеизм.
Отток крестьянского населения в города в течение всего 20-го века также способствовал развалу института семьи. Это привело к тому, что деревня практически изничтожилась, как и большая, крепкая крестьянская семья. И не только крестьянская. В городе для большой семьи необходимо достаточно жилплощади, но в Союзе жилья всегда не хватало. Тот самый «квартирный вопрос», который испортил советского человека: не разведёшься, потому что разменяться нелегко, а жениться надо обязательно, чтобы тебя поставили в очередь на квартиру.
Оттепель и медленное возвращение России к общению с внешним миром также девальвировали семейные ценности. К середине 70-х годов прошлого века западная цивилизация признала освобождение человека - в социальном и сексуальном смысле - преобладающей ценностью. Повышение жизненного уровня общества потребления способствовало дальнейшему распаду семейных связей и устоев, а так же сделало европейскую женщину независимой материально и лишило желания иметь детей. В западной Европе деторождение резко падает уже в течение последних двадцати лет. Распад института семьи и брака на Западе понятен. Италия, возможно, последняя европейская страна, где еще явственно чувствуется крепкая семейная связь – часто за столом сидят три, а то и четыре поколения, и никто не обречет мать на нищее одиночество. Может это еще и потому, что в Италии христианские ценности играют огромную роль. Но в целом западная цивилизация теряет семью. Думается, это результат индивидуализма: стремление личности к независимости от всего, включая семью. Это как бы доведённое до абсурда понятие свободы, когда личное благоденствие - абсолют, общественный интерес - ничто.
К счастью, человечество не ограничено западной культурой: в Китае, Индии, в мусульманских странах идеи индивидуализма не привились, и семья там по-прежнему – основа существования. Идея индивидуализма, в принципе, чужда и русской душе. Русский человек стремится жить в коллективе, и он теряется, когда нет авторитета старшего.
Еще один феномен – мы всегда думали, что отсутствие денег способствует распаду семьи. Раньше считалось, что семейная лодка разбивается исключительно о бытовые трудности. Теперь оказывается, что как раз их преодоление – «вместе легче» - даже укрепляет настоящую семью. Но сейчас, когда есть возможность зарабатывать деньги, семья начинает казаться лишней обузой. Значит дело не в бедности и не в богатстве. Дело в новых веяниях, в новой идеологии свободы. Сегодня беспрепятственно утверждается культ «независимого индивида»: молодое поколение одержимо персональным финансовым успехом. В итоге каждый член семьи больше обеспокоен собственным развитием, нежели существованием семьи в целом.
Распад семьи начинается с признания за человеком исключительно его прав и освобождения его от обязанностей, а ведь именно обязанности это то, что составляет зерно культуры, основу семьи. И одна из этих обязанностей – это ответственность перед твоими родителями и твоими детьми.
В нашей стране страшно быть старым. Вот старуха из обычной деревни в российской глубинке: шесть домов брошены, а она совсем одна, и за буханкой хлеба надо идти за 3 километра. Лишь иногда добрый почтальон занесёт и пенсию и хлеба. Но ведь где-то в городе у неё есть дети и внуки, которые редко о ней вспоминают. Факты налицо: в России много брошенных стариков при живых детях. И их детям не стыдно. Они свободны от моральных обязательств.
Согласно опросам, в России ценность семьи сегодня — на первом месте. То есть, потребность в семье, причем, именно в надежной семье, у современного человека есть, и она велика. Что же ищет русский человек – семью без ответственности перед близкими? Или сначала заработать миллион? Или нужна еще одна катастрофа, подобная той, что случилась в начале прошлого века, чтобы как доктор Живаго ощутить всю пустоту и беспросветность одиночества? Помните?
«И вдруг, как в открывшемся в сказке сезаме,
Предстанут соседи, друзья и семья,
И вспомню я всех, и зальюсь я слезами,
И вымокну раньше, чем выплачусь я...»
Причины детской бездомности могут быть разными, но результат общий - дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах, в подвалах, в коллекторах теплоцентрали. Впрочем, вы всё это уже знаете. И, наверное, это самое ужасное и чудовищное – все всё знают и... принимают детскую беспризорность, скорбно опустив глаза – мол, да это ужасно... А есть ли общественное мнение в России, и почему СМИ не орут, не вопят об этом факте, как о чем-то экстраординарном?! Есть ли этому объяснение? Может быть, мы еще не доросли до уровня цивилизованной нации? Мы еще не обрели способности идентифицировать чужие проблемы и боли со своими... Вынужден с горечью констатировать, что равнодушие нации к миллиону искалеченных русских детских душ - самый позорный факт для нашего народа и государства.
Андрей Кончаловский