Eng
Размышления

Дикарь с букварем

17 августа 2007 г., «Аргументы и время», газета

«Господи, да какие же мы русские?..

Почему Европа имеет на нас...такое сильное, волшебное, призывное впечатление?»

Ф.Достоевский

«Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863)

- Простите, вы не подскажете, как проехать к Марье Ивановне Пупкиной, проживающей на улице Ивановской?

- Пожалуйста. Если поедете из Ричмонда мимо посёлков Визендорф и Грин Хаус, то прямо за Коттон Вэй вы увидите МакДональдс с плакатом «Бигтейсти», сразу за ними и будет Ивановская улица, где и проживает Марья Ивановна...

Слушайте, как это будет по-русски? Нет ответа...

Многие из этих названий, которые мало кто понимает, и мало кто вообще слышал, написаны русскими буквами. Но это же бред сивой кобылы! И в этом, безусловно, кроется «старинное» русское желание: изо всех сил быть похожими на европейцев. Выражается это исключительно внешне - как обычно бывает у мещанина во дворянстве – одежды-то заморские, а бельё несвежее...

Почему современный русский человек, обладающий большими деньгами, неудержимо стремится жить в поселке с иноземным названием – в какой-нибудь Альпийской долине или даже на Кутузовской Ривьере? А клубы и рестораны, в названиях которых «господствует смешенье языков: французского с нижегородским» - тут тебе «Gnezdo» и «Gogol'», «NОГИ», «Beer&Лога», «Gorohoff», «Винотека Dissident» и даже «Sorry, Babushka»? Конечно, это - всего лишь имитация западной жизни, скользящая по поверхности, а ценности остаются всё теми же, русскими. У русского мещанина всегда была мода на «заграничное», и он схватывал всё, что было на «поверхности» – словечки, моду, манеры, но почему-то не отношение к труду, например, или отношения между людьми.

Конечно, можно иметь все атрибуты западной жизни – дорогие машины, роскошную мебель, редчайшую живопись и самую модную одежду. Но это не изменит сути человеческих взаимоотношений, из которых и состоит жизнь, и которые ни за какие деньги не купишь в магазине - отношений между супругами, начальником и подчинёнными, родителями и детьми. Можно, конечно, сидеть за рулём роскошного «Бентли», но продолжать по-хамски относиться к женщине, которая сидит рядом с тобой, или постоянно внушать своему сыну, что он сын миллионера. Вот реальная история: мальчик спрашивает своего одноклассника: «А почему твой папа не в списках «Форбса»?

Так что же такое новый русский снобизм? Быть может, когда человек имея «Мерседес», с презрением смотрит на соседскую «девятку»? Или когда свысока разговаривают с массажисткой или продавщицей? Когда кичатся богатством своего отца или когда шеф неуважительно относится к подчинённым? А, может, когда фирменные шмотки рассматривают как признак статуса? Всё вместе - это признаки не культуры, а дикости.

А «дикарь с букварём» – по определению писателя Фридриха Горенштейна - опаснее, чем «дикарь без букваря». Можете себе представить, как лондонцы отнесутся к безумцу, который назовет свой поселок Cherkizovo или Monino? Почему-то англичане не хотят быть похожими на русских, а мы пыжимся изо всех сил, поэтому и спешим жить в Гринхилле или FreeDome. Никто не удивляется, что элитные посёлки в Подмосковье именуются Риверсайд и Гринфилд, а чуть дальше - Вальдорф и Визендорф. Несомненно, к этим названиям приложил руку дикарь с букварем, полуграмотный человек, думающий, что он освоил грамоту.

Богатые россияне несколько лет назад оказались безоружными перед большими деньгами, как туземцы перед водкой. Никто из них не знал, не чувствовал, что такое деньги, что они значат, какова их цена, что можно за деньги, а чего нельзя. И тогда разом рухнула вся система ценностей - за деньги возможно всё! Вот тогда русский человек, обладающий деньгами и властью, «приобрёл» свободу на многое – тут и появились столичные Триумф-палас, Эльсинор, Amorini Dorati, Lake House и prochee! Попробовали бы сделать это лет тридцать назад! Полагаю, что подобные названия всё-таки должны проходить специальную комиссию и получать лицензию.

Вкусы московских олигархов и российских «звёзд первой величины», определяющих развитие модных тенденций, даже стали темой специального исследования, результаты которого опубликованы во французской прессе. Газета «Франс пресс» отмечает, что русские любят «дорогое и блестящее», считая, что предмет или объект роскоши должен являться знаком, свидетельствующим об исключительном статусе владельца. Российские богатые мужчины уверены, что наилучшим образом для этого подходят яхты, самолеты и автомобили. И об этом ещё в 1863 году писал Ф.М.Достоевский: «Русским вообще ужасно хочется показать в магазинах, что у них необъятно много денег».

Хорошо бы все русские богатеи послали своих детей в Англию - в наших дорогостоящих гимназиях у детей воспитывают абсолютно извращённое представление о жизни. Дети кичатся капиталами своих родителей и количеством их охраны. А принц Уэльский Чарльз, желая оградить своего младшего сына от искушений молодёжной тусовки в университете, отправляет его на военную службу. И ещё принц гордится тем, что его старший сын Уильям обожает водить трактор и собственноручно чистит коровник и свинарник.

У нас же всегда «встречали по одёжке» и предпочитали «пускать пыль в глаза» - эта любовь к внешним проявлениям, а не к содержанию, пришла из Византии. У французов есть даже выражение, обозначающее «чрезмерность» – «Byzance!» («Византия!»). Подмечено, что россияне не одеваются, а наряжаются. Эта привычка ещё характеризуется на Западе как overdress – английским словом, означающим «не к месту разряженного человека».

Повторюсь, мы стремимся во всём походить на Запад, кроме главного – в отношении к труду и в отношении к самим себе. Мы постоянно говорим о тяге нашего народа к буржуазным ценностям, забывая, однако, что в их основе вовсе не материальные ценности, а скромность, умеренность, практичность и семейные радости жизни. А стремление ко всему «заграничному» и прочие обывательские фетиши не могут дать русскому человеку полноты чувств и ощущение ценности своей судьбы. Как говорил ещё наш классик Фёдор Михайлович «Особенность свою познать не можем и к Западу самостоятельно отнестись не умеем... Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами».

И ещё. Можно сколько угодно иметь красивых вещей – из этого не следует, что в жизни всё сложится замечательно. Зверство и дикость не уйдут из русской жизни пока люди не поймут, что качество жизни более всего зависит от качества человеческих отношений и от того, как много людей прольют искренние слезы, когда ты покинешь этот мир...

Venger, 11 марта 2012 г. 16:41:42
Всеобъемлюще. Спасибо за Ваши статьи, размышления, ибо они заставляют задуматься... самосовершенствоваться, быть терпимее к иным, меняться самому, узнавать себя с других сторон, а через это приходит и терпение, и снисхождение к проступкам окружающих…
alehiya, 25 июня 2012 г. 23:08:49
очень интересная статья... но не понятно, почему у вашей супруги Кулинарная Студия Julia Vysotskaya
alehiya, 25 июня 2012 г. 23:09:59
Кулинарная Студия Юлии Высоцкой... так назвать нельзя было....
nnissann, 1 августа 2013 г. 17:00:27
Андрей, я живу в маленьком городке на дальнем востоке и здесь очень часто бросается в глаза подобное поведение людей, их через мерное хвастовство перешло в какую то неотъемлемую часть жизни общества, конечно город маленький все друг друга знают и в совокупности с этой русской ментальностью эта любовь к "блестящему" дает свои плоды. Но я не об этом, все это да конечно имеет место у нас по крайней мере но среди молодежи, в силу проблем люди с возрастом черствеют и им не до этого уже, это уже не воспринимается не как, даже шутки на эту тему будут плоскими. А молодежь в свою очередь компенсирует это с лихвой, я был в городах крупнее нашего и сравнивал, конечно очевидный факт вылазит наружу что "чем меньше город тем круче пацаны" или "чем провинциальней тем короче юбка". Я не знаю как в Москве или С.Петербурге обстоят дела, но в глубине страны, на ее периферии людям поверьте не до этого. Люди с хорошим достатком могут себе позволить проявлять такие глупости, а как говорят в СМИ "простой народ" не имеет ни желания ни возможности. Может быть вы и правы во всем если предположить что любой русский человек озабоченный более земными проблемами а не фарсом, заполучив финансовую независимость и социальную защищенность будет соблазнен этим бессмысленным и я даже сказал бы животным желанием.
Оставить комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться...
искусство капитализм кино кинематограф заблуждения демократия выборы зависть европоцентризм Джордж Буш дедовщина здоровье историческое развитие историческое нетерпение история историческая вина идеология индивидуальная ответственность jetlag Казахстан жизнь мужчины и женщины деньги непотизм личная ответственность политкорректность политика Pussy Riot общество государство оттепель доверие Владимир Путин богатство абсурд Александр Александр Невский Александр Солженицын анонимная ответственность Антон Чехов армия бизнес бог буржуазия Василий Ключевский вера взятки Владимир Ленин война воровство Восток и Запад Георгий Плеханов Европа Кирилл и Мефодий коммерция коррупция крестьянское сознание культ личности культура Лев Толстой либерализм маркетинг марксизм международный женский день Михаил Горбачев нацизм национальная совесть нетерпимость Николай Гоголь новая философия Петр Первый правительство православие рабство равнение на Запад революция реклама религия реформы российский менталитет российский народ Россия русский народ семья смерть снобизм Советский Союз современное искусство Средневековье СССР сталинизм США толерантность транснациональные кампании Федерико Феллини феодальное сознание холокост христианство цивилизация шестидесятые экология Юрий Андропов язычество

«Франсуа Мориак заметил, что ХХ век будет веком футбола, и ошибся на сто лет. Это сегодня время футбола, а не кино. Причина до омерзения проста - большие деньги там. Футбольная звезда получает намного больше кинозвезды. За футболиста платят сорок миллионов долларов - ни одна кинозвезда не идет по такой цене. Мне самому страшно, каким языком я выражаюсь. Представляю, как трудно бить по мячу с таким грузом ответственности».

«Бешеные деньги имеют способность сводить с ума – здравомыслящий человек теряет голову, ему начинает казаться, что он сильнее государства, и может «кроить» его по своему интересу. «Бешеные деньги» - главная беда России».

«Маркетинг стал главной движущей силой развития цивилизации, ибо сила маркетинга в том, что качество товара менее важно, чем качество его рекламы - ведь важен результат, измеряемый полученной прибылью».