Истоки и смысл русской зависти
«Мне кожаной обуви не надо, но и ты, сука,
ходи на кожимите (искусств. коже)...»
Писатель В.Максимов. Из высказываний
об особенностях русского характера
Сначала я хотел писать статью о капитализме в России - в ответ на статью Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма». Но, подумав, понял, что всё уродство современного российского общества имеет одну причину – зависть, древнюю русскую особенность. О Русской Зависти и поговорим.
В середине 90-х прошлого века я задался целью рассмотреть процессы, происходящие тогда в деревне. Я хотел показать, что именно зависть мешает развитию мелкого и среднего бизнеса в России. Получилась ...комедия «Курочка Ряба». Чего я только не наслушался тогда в свой адрес! И я – «де барин, и вообще приехал из Америки и учу православных жизни» и пр. и пр. Ан нет, господа хорошие, неужели вы и теперь настолько же слепы, что до сих пор не видите - я был прав! Более того, истоки русской зависти находятся в истории Древней Руси, в том пресловутом первобытном общинно-родовом строе, благодаря которому в те дикие времена и выжил род человеческий.
Общинно-родовой строй был опорой и основой развития народов Европы, но исторические пути и скорость развития разных народов были неодинаковыми. На Руси, в отличие от Европы, со временем распада общины не произошло, общинно-родовой строй сохранялся. Этому есть, по крайней мере, два объяснения. Первое - разница климатических условий, второе - идеологическое разделение Христианской церкви на Восточную (ортодоксальную) и Западную (латинскую).
Климат Западной Европы позволял интенсивно развиваться земледелию. То есть почва приносила урожаи, дающие излишек продукта. Для реализации излишков возник рынок, который, в свою очередь, положил начало развитию товарно-денежных отношений и накоплению капитала. Появление более успешных хозяйств привело к классовому расслоению крестьянства и потом к разрушению общинного строя и, в конце концов, возникновению буржуазии.
На Руси, как известно, неблагоприятный климат не способствовал производительности труда: в среднем, каждый третий год был неплодородным - не только на еду, но и на семена не хватало. Поэтому рынок, как инструмент развития капитализма и возникновения буржуазии, в России практически отсутствовал до середины второго тысячелетия.
Разделение христианства на восточное и западное определило разные пути исторического развития. Латинская церковь не боялась богословских дискуссий, а, следовательно, позволяла интеллектуальное осмысление Бога. В то же время понятие денег в католичестве утверждалось как эквивалент труда и достоинства, что создавало предпосылки для развития капитализма. В Восточной же церкви господствовал догмат «богатство – грех», что, естественно, не создавало морального стимула для накопления денег. На мой взгляд, именно поэтому воровство в России не вызывает у преступника чувства неискупленной вины – ведь «лихой человек» крадет у богатого, т.е. грешника...
Итак, в сфере влияния Латинской церкви интенсивно шел процесс разрушения первобытной общины и народившаяся буржуазия создала понятие индивидуализма и личных гражданских прав. В государствах же влияния Восточной Церкви община держалась несокрушимо, мало того, земля отчуждалась от землепашца и возникала рабская зависимость крестьянства от землевладельцев.
Главным признаком восточноевропейской общины было отсутствие любой возможности выделиться, поднять свое благосостояние – эти попытки немедленно пресекались в самом корне. Отсюда так успешны были шаги советской власти по внедрению «уравниловки». В типологии крестьянского сознания, написанной аргентинским социологом Мариано Грондона, одним из основных признаков является зависть: «Возвышение или успехи соседа воспринимаются как угроза собственному благополучию». Эта ложная парадигма основана на крестьянском представлении о константе богатства, т.е. убеждение, что богатство не наращивается постоянным и общим трудом, а только перераспределяется и, в силу этого, «если сосед богатеет, - то это за мой счёт»...
Хотел я и дальше развивать свои научные доводы об истоках русской зависти, но тут попался мне на глаза один интернет-форум. И я вдруг увидел, что не только я так думаю: многое из того, что я хотел написать, было высказано другим русским человеком. Дорогие читатели, поскольку знака авторских прав я не нашёл, то позволю себе процитировать некоторые фрагменты этого монолога, чтобы как можно больше людей их оценило.
Вот что пишет уважаемый автор Кирилл Навозников на форуме сайта «РоссеЯ – Zaozersk.ru».
«Русская зависть - это мотор, это воздух, это стихия русской жизни... Самое отрицательное проявление русской зависти заключается в том, что в отличие от стран, которые мы уважительно и с традиционным пиететом называем цивилизованными..., в России всё, что выделяется по своим достоинствам и качеству откровенно ненавидят. Из зависти. Всё, что выходит за рамки среднего, серого, вызывает в русских настороженность, беспокойство, и когда русский человек понимает, что это... само по себе ХОРОШО, он начинает это лучшее вокруг себя гнобить, искоренять - из зависти и из опасения, что на фоне этого он сам покажется недостаточно хорошим. ...практически во всём мире уважают успех, красоту, ум, талант и пытаются подражать, следовать за ними, прилагая усилия над собой. И только в России талант и всё ценное вызывает неприятие. Кто вспомнит, когда в России умные, талантливые, сильные и красивые люди признавались при жизни? Нет таких. Большинство из них (поэтов, инженеров, мыслителей) умирало рано, в нищете, под шумок завистливого русского общества...
Зависть и недоверие ко всему, что выходит за пределы среднего и серого, болотная инертность и подленькое чувство «не выделяться, все как-нибудь пережить и хорошо пристроиться» порождают в России феномен тотальной стадности и круговой поруки, которую облюбовали любители русской старины, выдавая ее то за соборность, то за общинность, то за природный русский коллективизм. Спросим себя, что двигало революцию 1917 года? Зависть! Зависть к дворянству, к «кулакам», к буржуям, к империалистическим странам. В итоге - кровавая гражданская война и большевизм с повальными расстрелами и стукачеством, всеобщая, но средняя и одинаковая для всех - нищета.
Что двигало революцию 1991 года? Зависть! Зависть к номенклатурным карточкам, столовкам, партпайкам и дачам, к загранпоездкам и «берёзкам». И всё та же вечная зависть к загнивающему Западу. Советским людям сказали, что номенклатура жирует за его счёт, показали витрины западных супермаркетов, ...и советский народ молча и гордо пр....л всё, за что заплатили огромную цену его отцы и деды десятилетия назад, всё предав и всё продав, рванув кто в большой хапок, кто - кому не повезло - на социальное дно...» (конец цитаты – А.К.).
Благодарю, Кирилл, лучше не напишешь! Действительно, в России и по сей день общинно-родовое сознание проявляет себя со всех сторон, начиная от загаженного подъезда и заканчивая «классовой солидарностью» олигархов, которые готовы сдать или сожрать друг друга при первой же возможности. От себя могу с горечью утверждать, что не знаю другой нации, которая была бы более ЗЛОЖЕЛАТЕЛЬНА к успешным людям и жалостлива к падшим неудачникам... Но, всё-таки, если находятся такие разумно мыслящие люди, как выше процитированный мною гражданин, то есть надежда, что мы со временем постигнем свою русскую суть, чтобы хоть как-то её изменить.