Eng
Размышления

Катехизис реакционера

13 апреля 2004 г., «Итоги», журнал

Нашумевшая статья «Кризис либерализма в России» продолжает будоражить умы политиков и интеллигенции. Отталкиваясь от тезисов Михаила Ходорковского, известный режиссер Андрей Кончаловский произвел собственную инвентаризацию зерен и плевел отечественной либеральной мысли.

В печати обсуждается то ли мнимая, то ли подлинная статья Ходорковского. В любом случае несомненно одно - олигарх признает, что российский либерализм переживает глубокий кризис. Мне это признание кажется неслучайным. ХХ век был веком грандиозных социальных проектов и идей, казалось бы, суливших процветание человечеству. Надежды не сбылись, многомиллионные жертвы, которыми эти проекты были оплачены, привели к катастрофическим разочарованиям. Но по-прежнему живут многие из иллюзий века, иные из которых настолько прижились, что претендуют чуть ли не на статус непреложных истин. Западная интеллектуальная элита, породившая эти идеи и прочно укоренившая их в своем сознании, связывает с ними понятия прогресса и цивилизации.

В отличие от стран иудо-христианской цивилизации и элита, и народ конфуцианских, мусульманских и индуистских стран достаточно стойки в неприятии этих идей и в главном сохраняют верность своим культурным ценностям. Впрочем, и на Западе многие из мыслящих людей понимают, что эти постулаты не оправдали себя, далеки от реальности, однако страх быть зачисленными в лагерь реакционеров, антигуманистов, а то и фашистов заставляет их стыдливо избегать аргументированного оппонирования. С тем же сталкиваемся мы и в условиях России, интеллектуальная элита которой с петровских времен ориентирована на западные ценности, и подвергать их сомнению опасно для репутации.

Мы вступили в ХХI век и перетащили за собой, как гири на ногах, эти заблуждения. Перечислю наиболее распространенные из них.

1. Свобода есть главная цель каждой личности.

2. Свободные выборы - единственно приемлемый путь формирования легитимной власти.

3. Демократия - единственный гарант эффективной экономики.

4. Права человека, равенство перед законом, цена жизни - понятия универсальные.

5. Правительство должно заботиться о народе.

6. Коррупцию можно искоренить - надо только поставить на ключевые посты честных людей.

7. Либеральные реформы и ужесточение государственного контроля несовместимы.

8. Свобода информации и глобализация рынка ведут к созданию открытого мирового общества с универсальными ценностями.

9. Возрождение репрессивного аппарата - путь к возрождению коммунистической системы.

10. КГБ (МВД, ФСБ и пр.) - враг человечества.

Все эти постулаты кажутся мне сомнительными, если не сказать ошибочными. Более того, они изжили себя уже и применительно к западному обществу. Историк Александр Сенин еще 10 лет назад предостерегал от опасностей "нового политического мышления", калькирующего зады западного либерализма: "Современное западное общество, а именно оно ныне предстает в образе "светлого будущего", не имеет перспектив. Изобилие витрин "общества потребления" - тупиковая модель развития. Выход из ситуации вновь придется искать на путях приоритета интересов общества, в регулировании экономического развития и распределения производимого. Индивидуалистический характер западной цивилизации создал глобальный кризис человеческой личности.

Еще менее приложимы названные постулаты к условиям России, цивилизация которой всегда строилась на основах, чуждых и протестантизму, и идеалам Французской революции - двум краеугольным камням, положенным в фундамент западного либерализма. Как бы ни пытались наши либералы насадить те же идеи и ценности у нас, результат будет нулевым, а скорее - заведомо отрицательным, что прослеживается на опыте последних 10-15 лет.

Можно перечислить еще немало бытующих заблуждений: политикам они мешают видеть реальные цели и пути к их достижению, а интеллигентам - формировать общественное мнение, влияющее на политиков. Все эти заблуждения суть производные от фундаментального: ПОЛИТИКА ОПРЕДЕЛЯЕТ КУЛЬТУРУ.

Убеждение, что правильная политика может изменить и "улучшить" национальную культуру, есть фундаментальное заблуждение. Им грешили многие - от Петра I до Мао. Но никому не удалось сдвинуть или изменить "ценностную систему", свод неписаных законов, основополагающий код культуры их народа. Не зря Плеханов, пророчески предупреждая Ленина, что большевики приведут Россию не к демократии, а к культу личности, изрек историческую фразу о том, что российская история не смолола той муки, из которой можно испечь пирог социализма. Под социализмом он понимал демократию западного толка. Сегодня эта истина или забыта, или намеренно игнорируется нашими политиками.

Я не уверен, что мои возражения не претерпят изменений в будущем. Но на ближайшие 20-30 лет, верю, они сохранят актуальность хотя бы потому, что могут послужить напоминанием об ошибках прошлых и остеречь от грядущих. Так почему бы нам в России не попытаться понять систему ценностей русского человека и перестать равняться на либеральную философию Запада? Не лучше ли полагаться на свою, незаемную философию, отвечающую духу и ментальности народа, его истории, житейской философии и реалиям жизни? Философию эту я бы назвал «Реальный консерватизм».

Оставить комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться...
искусство капитализм кино кинематограф заблуждения демократия выборы зависть европоцентризм Джордж Буш дедовщина здоровье историческое развитие историческое нетерпение история историческая вина идеология индивидуальная ответственность jetlag Казахстан жизнь мужчины и женщины деньги непотизм личная ответственность политкорректность политика Pussy Riot общество государство оттепель доверие Владимир Путин богатство абсурд Александр Александр Невский Александр Солженицын анонимная ответственность Антон Чехов армия бизнес бог буржуазия Василий Ключевский вера взятки Владимир Ленин война воровство Восток и Запад Георгий Плеханов Европа Кирилл и Мефодий коммерция коррупция крестьянское сознание культ личности культура Лев Толстой либерализм маркетинг марксизм международный женский день Михаил Горбачев нацизм национальная совесть нетерпимость Николай Гоголь новая философия Петр Первый правительство православие рабство равнение на Запад революция реклама религия реформы российский менталитет российский народ Россия русский народ семья смерть снобизм Советский Союз современное искусство Средневековье СССР сталинизм США толерантность транснациональные кампании Федерико Феллини феодальное сознание холокост христианство цивилизация шестидесятые экология Юрий Андропов язычество

«Если у тебя нет времени сделать добро, значит у тебя нет времени стать хорошим человеком».

«Страх посредственности — это страх человека, не чувствующего в себе одержимости таланта сломать все барьеры».

«Маркетинг стал главной движущей силой развития цивилизации, ибо сила маркетинга в том, что качество товара менее важно, чем качество его рекламы - ведь важен результат, измеряемый полученной прибылью».