Eng
Размышления

«Непотизм» как кадровая политика

20 марта 2008 г., газета «Аргументы недели»

Фамусов: «При мне служащие чужие очень редки.

Все больше сестрины, свояченицы детки...» А.Грибоедов «Горе от ума».

Пару лет назад мне позвонил знакомый моих родственников с юга России и попросил об одолжении: помочь его сыну - талантливому молодому специалисту - устроиться в местное таможенное управление. Я, будучи расположенным к этому знакомому, дал слово помочь. Но какое отношение я, кинорежиссер, имею к таможенному управлению на юге России? Никакого.

Однако я знаю людей, которые знают еще пару нужных людей, которые уж точно имеют к таможенному делу прямое отношение. Правда, как я ни старался «зажать в угол» того или иного крупного чиновника, у меня почему-то не получалось: видимо, все места в этом управлении были заняты «своими».

Вообще, устроить чьего-либо родственника на выгодную работу – это лучшая благодарность за услугу. И в России это - непреложный закон. И не только в России, но и во всем мире. У понятий «семейственность» или «кумовство» есть европейский аналог - «непотизм». Слово это итальянское и утвердилось оно в мире со времен Раннего Возрождения, когда папы римские, укрепляя свою власть, раздавали высшие церковные должности своим родственникам. Ими были сначала племянники (Nepotismus, от итал.

nероtе – «племянник» - А.К.), потом сыновья и другие родственники. Таким образом, появились целые «папские» династии - Орсини, Медичи, Борджа...

И только в XVIII веке по указанию папы Иннокентия XII в кардинальской коллегии мог быть только один «непот».

Сейчас этим словом – «непотизм» - обозначается вообще «раденье родному человечку» (слова Фамусова в «Горе от ума» А.Грибоедова) при назначении на должность.

За всё время существования российского государства лишь во времена Сталина «непотизм» или «семейственность» жестоко карались. Сталин не щадил никого: посадил жен Молотова и Кагановича, старшего сына Хрущева, да и своих собственных сыновей не жаловал - Василия, генерал-лейтенанта, неоднократно снимал с должностей, а Якова, попавшего в плен, отказался обменивать на фельдмаршала. Сидели тогда, если не были расстреляны, многие жёны, братья, сёстры и дети советской номенклатуры.

Но те времена прошли, и как бы не стращал Запад нас призраком возвращающегося сталинизма – это все бред. И доказательство тому - непотизм, который расцвёл пышным цветом. Более того, практика родственных назначений вновь легла в основу нашей государственной системы.

Ни для кого не секрет, что правящая элита рано или поздно обрастает родственными связями и ограничивает возможность появления молодых талантливых кадров со стороны. Сталин отлично понимал это – «Кадры решают всё!». В годы правления Хрущёва в стране всё изменилось: зять Хрущёва, журналист Аджубей даже был включен в состав ЦК партии.

В брежневскую эпоху принципы непотизма – «чужие здесь не ходят» - стали генеральными в создании высших эшелонов государственной и партийной власти. Вспомните карьеру зятя Брежнева - замминистра внутренних дел СССР Чурбанова или сына Леонида Ильича, Юрия, ставшего замминистра внешней торговли. Уже не говорю о головокружительном восхождении на вершину власти близкого друга Брежнева – Черненко. Да, Юрий Андропов пробовал положить конец «семейственности», но тщетно – советская система окончательно превратилась в развалины, и не без «помощи» непотизма.

В 90-е годы новую страницу в истории отечественного непотизма открыл президент Ельцин и его «Семья». С его лёгкой руки в государственных кругах появилось множество «непотов» всех калибров... Кто жаждет деталей - покопайтесь на соответствующих интернет-сайтах.

Вообще, всё происходящее сейчас в России, говорит о том, что влиятельные российские ПАПЫ немногим отличаются от средневековых римских пап. В принципе, семейственность - естественное человеческое стремление обеспечить благополучие своих детей и близких. Аристократии у нас нет, поэтому в наследство оставляют не титул, но равнозначное социальное положение, статус. Когда-то крупный партработник обеспечивал своему сыну «должность за границей», сегодня – высокое место в банке, в фирме, в политической партии. Поэтому все «сладкие места» во власти заняты либо по протекции, либо благодаря собственным капиталам. Посмотрите, много ли в Совете Федерации тех, кто реально является выходцем из областей и республик, которые они представляют.

В Европе, в первобытно-общинном обществе вплоть до Возрождения, власть над людьми совмещалась с властью над вещами, и Западу нужна была длительная эволюция, чтобы она разделилась на власть правителя и власть собственника. В России такое разделение, можно сказать, еще не произошло. Политическая власть у нас напрямую связана с личным обогащением. Собственно, как во всех странах Африки, Центральной Азии, да и в других развивающихся странах.

Впрочем, в современной политике проявления непотизма сильны во всех странах, в любых масштабах и независимо от уровня их развития. В высокоразвитых странах узкие круги владельцев крупного капитала вынуждены прибегать к поддержке родственников для сохранения этого капитала, а вместе с ним и власти.

При всей естественности и, я бы сказал, неискоренимости непотизма, Кремлю надо бы отдавать себе отчет, что «круговая порука» таит в себе серьезную опасность для развития России. Один из моих друзей с горечью

констатировал: «Я окончил с отличием академию МВД в числе самых успешных выпускников. Ну и что? Из нашего выпуска во власть были допущены только те, кто имел «руку». Но ни один, НИ ОДИН из моих друзей, блестящих, молодых, полных энтузиазма, туда не попали...». Разочарование, отсутствие перспектив роста, тщетность благородных побуждений служить Родине порождает либо апатию, либо осознание того, что путь «наверх», в элиту лежит через «денежный мешок». Напрашивается вывод – добыть этот «мешок» правдами и неправдами.

Отсутствие конкуренции и объективного отбора талантливых людей, как правило, приводит к тотальной коррупции и загниванию всего общественного строя. В этом случае страдает качество руководства - обладатели «сладких мест» думают, прежде всего, о том, как упрочить своё положение и не взять на работу кого-то, кто умнее и талантливее, чем он сам. Но, к сожалению, не все родственники могут работать на пользу дела и благо Отечества. Здесь вновь уместно вспомнить слова Сталина о кадрах, которые «решают всё». Собственно, это же утверждал Конфуций: «хорошее правление

- когда довольны те, кто рядом, и приходят те, кто ИЗДАЛЕКА». Конфуций и его приемники основали целую систему воспитания государственных

служащих: критерием отбора чиновников стала не принадлежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги и интеллект, который регулярно испытывался на государственных экзаменах.

Именно поэтому образование до сих пор является для китайцев гигантским стимулом для реализации своего честолюбия. До сих пор в храме Конфуция сохранились тысячелетние каменные стелы с именами успешно сдавших императорские экзамены на звание чиновника. В наше время имена госслужащих на каменные стелы не заносятся, но от этого их жизнь легче не стала: более 15 лет назад лет в Китае были восстановлены экзамены для чиновников с целью борьбы с коррупцией и непотизмом. Правда, это не искореняет коррупцию, но дает шанс людям «издалека».

Кремль и Дом Правительства могли бы поучиться мудрости у великого китайского философа – глядишь, и в следующем поколении появились бы достойные государственные мужи, имена которых не «светились» бы на «компроматах.ру».

Андрей Кончаловский

Shevler, 3 марта 2012 г. 21:00:38
Как мы далеки от этого цивилизованного мира.
Vladimir Budarin, 5 апреля 2012 г. 17:58:17
Все об отечественном непотизме http://ms1970.livejournal.com/48551.html
Оставить комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться...
искусство капитализм кино кинематограф заблуждения демократия выборы зависть европоцентризм Джордж Буш дедовщина здоровье историческое развитие историческое нетерпение история историческая вина идеология индивидуальная ответственность jetlag Казахстан жизнь мужчины и женщины деньги непотизм личная ответственность политкорректность политика Pussy Riot общество государство оттепель доверие Владимир Путин богатство абсурд Александр Александр Невский Александр Солженицын анонимная ответственность Антон Чехов армия бизнес бог буржуазия Василий Ключевский вера взятки Владимир Ленин война воровство Восток и Запад Георгий Плеханов Европа Кирилл и Мефодий коммерция коррупция крестьянское сознание культ личности культура Лев Толстой либерализм маркетинг марксизм международный женский день Михаил Горбачев нацизм национальная совесть нетерпимость Николай Гоголь новая философия Петр Первый правительство православие рабство равнение на Запад революция реклама религия реформы российский менталитет российский народ Россия русский народ семья смерть снобизм Советский Союз современное искусство Средневековье СССР сталинизм США толерантность транснациональные кампании Федерико Феллини феодальное сознание холокост христианство цивилизация шестидесятые экология Юрий Андропов язычество

«Самое трудное, я думаю, говорить просто о сложном, понятно о непонятном. Пастернак имел полное право писать стихи, полные темного смысла. В его время это было естественно, нормально – во времена Пушкина такое было бы недопустимо, поэт должен был быть ясен. Но Пастернак, сам начинавший со стихов, очень неясных по смыслу, пришел в конце пути к великой простоте».

«У Эйнштейна спросили, что помогало ему в его открытиях. Он ответил: «Я просто прислушался к голосу природы. Он очень тихий, но у меня хороший слух». Так вот, я мечтаю, чтобы человечество научилось слушать шепот природы, сформировавшей национальные особенности разных народов и рас. Только тогда мы поймем, как помочь странам с инертным сознанием открыться для процветания и равноправия».