Eng
Размышления

Движение обретает темп

1 января 1979 г., «Советский экран», журнал

С казахской землей я связан давней любовью. Впервые я увидел её зимой 1941 года, во время эвакуации. Мне было тогда совсем немного лет, но в памяти сохранились заснеженные алма-атинские улицы, бесконечные арыки с ледяной водой, огромные деревья, неправдоподобно большие снежинки, словно бы принесенные сюда волшебством андерсеновской Снежной королевы. Помню множество знакомых «московских» лиц, дом, где жили эвакуированные кинематографисты, помню Эйзенштейна, снимающего «Ивана Грозного», величественные декорации его фильма.

Эти детские воспоминания ожили во мне, когда спустя двадцать лет я вновь приехал в Алма-Ату, чтобы познакомиться с Чингизом Айтматовым (в то время он отдыхал там). Новая встреча с казахской землей была необычайно волнующей: начиналась работа над первой моей картиной и здесь в Алма-Ате, я встретил молодую казахскую актрису Наталью Аринбасарову, сыгравшую впоследствии роль Алтынай в «Первом учителе»...

Уже потом я познакомился с Шакеном Аймановым, другими видными казахскими кинематографистами, и эти дружеские и творческие контакты сохранились на долгие годы. Шакен был первым, кто предложил мне написать для «Казахфильма» сценарий. С этого началось мое сотрудничество со студией, в результате которого появились «Конец атамана», «Песнь о Маншук», «Лютый», «Транссибирский экспресс», «Кровь и пот», - в каждой из этих картин есть и доля моего участия.

Помимо бесконечного радушия, с которым на этой земле встречают гостей, здесь постоянно чувствуешь, как стремятся казахские художники впитать все лучшее, что есть в искусстве. К кино это относится в особой степени.

Возможности казахского кино огромны. Уникальное географическое положение республики позволяет здесь снимать практически все: есть и безводные пустыни и высочайшие, под стать гималайским хребты, есть своя Швейцария, поразительная по красоте гор и озер, перерезанная серпантинами дорог, есть и цветущие степи... Да и сама столица республики Алма-Ата выросла ныне в красивейший современные город. Технический потенциал студии поистине колоссальный, а прекрасное оборудование, огромные павильоны позволяют широко развернуть производство.

И, конечно, в будущее казахского кино заставляет верить и сама талантливость народа и та забота, с которой руководство республики относиться к кинематографу. Пока он развивался медленно, неторопливо. Но я убежден, что это движение обретет темп и уверенно пойдет по восходящей.

Что же касается моих личных планов, то, думаю, сотрудничество с «Казахфильмом» не прекратится. И, надеюсь, не ограничится лишь деятельностью сценариста. Мне хотелось бы подготовить на Высших сценарных и режиссерских курсах группу молодых кинематографистов: проблема творческого пополнения сейчас для казахского кино – наиважнейшая.

Оставить комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться...
искусство капитализм кино кинематограф заблуждения демократия выборы зависть европоцентризм Джордж Буш дедовщина здоровье историческое развитие историческое нетерпение история историческая вина идеология индивидуальная ответственность jetlag Казахстан жизнь мужчины и женщины деньги непотизм личная ответственность политкорректность политика Pussy Riot общество государство оттепель доверие Владимир Путин богатство абсурд Александр Александр Невский Александр Солженицын анонимная ответственность Антон Чехов армия бизнес бог буржуазия Василий Ключевский вера взятки Владимир Ленин война воровство Восток и Запад Георгий Плеханов Европа Кирилл и Мефодий коммерция коррупция крестьянское сознание культ личности культура Лев Толстой либерализм маркетинг марксизм международный женский день Михаил Горбачев нацизм национальная совесть нетерпимость Николай Гоголь новая философия Петр Первый правительство православие рабство равнение на Запад революция реклама религия реформы российский менталитет российский народ Россия русский народ семья смерть снобизм Советский Союз современное искусство Средневековье СССР сталинизм США толерантность транснациональные кампании Федерико Феллини феодальное сознание холокост христианство цивилизация шестидесятые экология Юрий Андропов язычество

«Первый учитель» – одна из немногих моих картин, которую мне не хотелось переделать. Мысль о переделке «Дяди Вани», «Дворянского гнезда», «Романса о влюбленных» возникала постоянно, «Первого учителя» – никогда. Даже по ритму он получился вполне пристойным.