Eng
Размышления

«Война с памятью»

8 мая 2008 г., «Аргументы недели», еженедельник

«На одного умного приходится тысяча глупых,

...и эта тысяча заглушает».

А.П. Чехов (по воспоминаниям Бунина)

Помню, в первом классе я моментально вырывал страницу из тетрадки, если на ней получалась клякса - хотелось начать новую жизнь. Позже, где-то в третьем или четвертом классе, мною выдёргивались страницы с плохими оценками уже из дневника, дабы родители думали обо мне не так плохо. На то детство и существует, чтобы верить, что, уничтожив и забыв следы своих проказ, становишься лучше и разумнее. Но в парламентах у нас сидят не дети, а вроде взрослые люди. А взрослого человека, неразвитого, ведущего себя по-детски, называют недоумком.

В конце апреля эстонское правительство приняло постановление о демонтаже памятника Воину-освободителю в Таллинне. Возмущение российской Думы было понятно. Там сразу зазвучала набившая оскомину истина - «кто не чтит своего прошлого, не имеет будущего». Но тогда как понять, что тремя неделями раньше эти же самые депутаты проголосовали за изъятие советского символа – «серпа и молота» - со Знамени Победы? Причем, это было серьёзное большинство - 332 депутата. В таком количестве 6 апреля они преодолели вето Совета Федерации на новый Закон «О Знамени Победы», отклоненный верхней палатой как нуждающийся в доработке.

В этом Законе предлагалось ввести понятие «символа» Знамени Победы и утвердить в виде официальной копии боевого стяга, водруженного над рейхстагом в Берлине, «прямоугольное полотнище красного цвета на обеих сторонах которого расположено изображение пятилучевой звезды белого цвета». При этом прежняя советская символика - серп и молот – отсутствует! Скажите, что это за парламент, где 332 недоумка?! Непримиримый оппонент «единороссов» Сергей Миронов в тот же день резко высказался: «Идиотизм этой партии «Единая Россия», которая непонятно вообще для чего накануне 9 мая, когда мы осуждаем то, что творится в Таллинне, сама переписывает историю и надругалась над Знаменем Победы». Нельзя не согласиться с Мироновым! Как они не могут осознать, что прошлого не переделать, и нация лучше не станет, если начать вырывать страницы из ее истории. И как можно утвердить что-то, что не имело места? Это то же самое, если предположить, что, например, Ленина вообще не существовало или Сталин был женат на Кагановиче. Безусловно, этот упрёк можно предъявить и эстонским законодателям.

Стремление забыть прошлое, перечеркнуть историю, избавиться от тёмного стыда за свои поступки, свойственно человеку, это эмоциональное действие. Этим можно объяснить поведение разъяренной толпы в Багдаде, которая танцевала на поверженной статуе диктатора. Но эмоции в политике и государственных решениях - не лучший помощник. Война с памятью, война с прошлым на государственном уровне просто губительна. Ну ладно большевики – им было наплевать на историю, на культуру своего народа, на его религию. Мы знаем, что они вандалы и нравственные уроды. Поэтому они безжалостно, по-варварски крушили всё подряд - памятники, церкви, меняли тысячелетние названия городов. Но Госдума ведь печётся о возрождении России. Только недоумку может казаться, что возродить Россию можно через насильственную амнезию истории почти целого века!

Помню, пару лет назад шли дебаты по поводу восстановления памятника Дзержинскому на Лубянке. Я был один из немногих, кто поддержал это предложение Лужкова. В телевизионной дискуссии музыкант Андрей Макаревич примечательно высказался – «для меня история России начинается с 91 года!». Он, очевидно, имел в виду, что реформы Ельцина начали новую эпоху свободной России, и он только это и признает. А я подумал, что же делать тем, кто прожил свой век при советской власти, кто верил в революционные идеалы, кто вкалывал, не жалея сил на новое общество, защищал, не щадя жизни, свою советскую Родину от врагов? Куда их «деть»? Тоже «по-большевистски» забыть? Как хорошо, что Макаревич не президент и даже не министр культуры, а то в Москве не осталось бы ни одного памятника, кроме шедевров Церетели...

Неужели так и будет продолжаться в России, где со времен язычества нетерпимость к «инаковерию» была всегда? Сначала крушили, сжигали и пускали вниз по реке языческих идолов славянских богов, вслед за тем гнобили боярыню Морозову и протопопа Аввакума в гнилой промерзлой яме, потом плетьми стегали колокол псковского Вече, следом сбивали кресты, жгли иконы, взрывали храмы, валили монументы царской династии, затем сбрасывали памятники Сталину и выносили тайком его тело из мавзолея, теперь скидывают памятники Ленину и его соратникам и т.д. Нет, не будет у России возрождения, пока не уймет она свою нетерпимость и желание первоклашки «начать чистую тетрадь сначала». История не пишется набело, она - одна и неделима. Надо учиться принимать ее, какая она есть - со всеми ошибками и ужасами. Надо, наконец, просто уважать свое прошлое, каким бы оно ни было. Надо учиться быть терпимым, а для этого надо учиться понимать причинность своей истории, ибо ничего в мире не бывает случайным.

Путешествуя по Китаю, я посетил гробницу первого императора династии Цинь – Цинь Шихуана - могущественного правителя, известного своими жестокостями. К этому памятнику идет нескончаемый поток не только иностранных туристов, но и самих китайцев. Причем, приезжают семьями - с детьми и дедушками. Я остановил одного из посетителей и поинтересовался, зачем он приехал в мавзолей. «Мы отдаем дань великому властителю, и хотим, чтобы наши дети тоже имели уважение» - ответил китаец. «Но ведь он сжег все древнейшие книги и казнил столько людей!» - возразил я. «Да, он был жесток, но он создал великий Китай!» - был ответ. И портрет Мао Цзэдуна по-прежнему висит над воротами Запретного Города, и в мавзолей Мао по-прежнему стоят бесконечные очереди... А в Индии во многих местах до сих пор высятся роскошные изваяния английской королевы Виктории, владычицы колонизаторов этого континента. Более того, в её память в начале двадцатого века в Калькутте был выстроен огромный Мемориал. И никому в голову не придет его взорвать, разорить или вывезти статуи с глаз долой (это мой камень в «огород» эстонцев – А.К.)...

Хотя, если вдуматься, то действия наших депутатов понятны и оправданны – ведь они, в сущности, не представляют интересов своих избирателей. Именно так функционирует наша демократия: «непродремавшийся», по выражению Солженицына, народ, избирая в очередной раз своего «слугу», потом оставляет его в одиночестве и тот начинает свою карьеру, в основном, для личной выгоды: материальной, лоббируя чьи-то интересы, либо политической, выдумывая правовые нововведения, упрочивающие его политический вес.

И главное, когда Путин наложил вето на закон-«недоумок», никто и не возмутился, просто тихо замолчали, как нашкодившие дети, когда на них прикрикнул отец. Никто не выступил в защиту своих убеждений, пусть ложных. В этом вся наша демократия – если сам спикер Грызлов, который только что провозглашал необходимость изменения символов, тотчас круто - на 180 градусов - развернул свой «флюгер». Не смешно – просто грустно...

alina, 7 марта 2012 г. 3:48:01
Андрей Сергеевич, здравствуйте. Вот даже зарегистрировлась, чтобы высказаться по поводу этой Вашей статьи. Как правило, то, что Вы говорите, мне достаточно близко и в большинстве своем я с Вами согласна по очень многим вопросам, но согласиться с тем, что не надо трогать память, а вернее, памятники тиранам, не могу, и Ваш пример с китайским императором меня не убеждает по двум причинам: первое, мне кажется, что сознание людей, живших еще до нашей эры и сегодняшних - это разные вещи, то, что считалось нормой в Средневековье, сегодня кажется дикостью, надеюсь, это не надо доказывать? Если можно вернуть памятник Дзержинскому, значит, можно и Сталину? А почему бы не предложить немцам вернуть памятники Гитлеру? Ведь это тоже часть их истории. Мне кажется, что для истории вполне достаточно того, что могила Сталина никуда не делась, лежит этот великий вождь всех народов за кремлевской стеной и даже цветы к нему частенько несут. Так же как и еще один вождь лежит в мавзолее, как пугало, вот уже сто лет почти, хотя умершим место все же на кладбище, а не на центральной площади страны. Или Вы считаете, этого недостаточно? Давайте вернем все памятники, которых было превеликое множество? Я согласна с Вами, что эстонцы в своей ненависти ко всему русскому дошли до глупости, про глупость наших депутатов и говорить нечего, но мне кажется, что убрать памятник Воину-освободителю и памятник предводителю банды карателей - это все же не одно и то же. Ну не должны злодеи красоваться на улицах и площадях страны, над народом которой они издевались как хотели, это, по-моему, неправильно, и я не вижу в этом стремление забыть свою историю. Для истории есть и другие места - есть учебники, книги, фильмы (вот если в них перестать упоминать о том, каким тираном был Ленин или Сталин - вот тогда это будет означать очередную попытку стереть историческую память), а продолжать и поныне жить в Москве на площади Бела Куна - палача и садиста, организатора массовых расстрелов белых офицеров в Крыму после разгрома Врангеля - это Вы считате правильно? А ведь у людей в паспорте стоит такой адрес. И если уж говорить о памяти и о справедливости, то, может быть, в таком случае стоило бы рядом с табличкой на этой плошади повесить еще одну, с разъяснением того, кто это такой - Бела Кун, а то ведь подавляющее большинство людей, живущих на этой площади, понятия об этом не имеют, про остальных и не говорю. Вы бы сами хотели жить на улице, носящей имя палача? Так что, как видите, историческая память разная бывает, и получается, что зависит она от известности фигуры, а разве это правильно? И еще одно: в вашем рассказе о китайском императоре есть одно противоречие - китайцы считают, что император хоть и был жесток, но он создал великий Китай. А Ленин и Сталин создали великую Россию? Ради чего была их нечеловеская жестокость к своему же народу? Ради утопии? Сомнительный повод для того, чтобы опять красоваться в виде памятников. Мне кажется, зло нельзя забывать, но и любоваться им не обязательно.
Andrii, 8 октября 2014 г. 20:18:22
Менять внешний вид знамени победы - это конечно же страшная глупость, но, что касается памятника воинам-освободителям в Эстонии, здесь, на мой взгляд, ситуация иная. После аннексии Прибалтики, народ Эстонии вкусил столько прелестей сталинизма, что даже Гитлер показался им освободителем. Об этом уже много говорили , освободить - значит выгнать оккупантов и уйти. СССР оккупировал территорию Эстонии, более того, эстонцы боролись с этим режимом, который по жестокости и методам не уступал гитлеровскому. Почему же в Эстонии должен стоять памятник оккупанту, под которым написано, что это воин освободитель?
Оставить комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться...
искусство капитализм кино кинематограф заблуждения демократия выборы зависть европоцентризм Джордж Буш дедовщина здоровье историческое развитие историческое нетерпение история историческая вина идеология индивидуальная ответственность jetlag Казахстан жизнь мужчины и женщины деньги непотизм личная ответственность политкорректность политика Pussy Riot общество государство оттепель доверие Владимир Путин богатство абсурд Александр Александр Невский Александр Солженицын анонимная ответственность Антон Чехов армия бизнес бог буржуазия Василий Ключевский вера взятки Владимир Ленин война воровство Восток и Запад Георгий Плеханов Европа Кирилл и Мефодий коммерция коррупция крестьянское сознание культ личности культура Лев Толстой либерализм маркетинг марксизм международный женский день Михаил Горбачев нацизм национальная совесть нетерпимость Николай Гоголь новая философия Петр Первый правительство православие рабство равнение на Запад революция реклама религия реформы российский менталитет российский народ Россия русский народ семья смерть снобизм Советский Союз современное искусство Средневековье СССР сталинизм США толерантность транснациональные кампании Федерико Феллини феодальное сознание холокост христианство цивилизация шестидесятые экология Юрий Андропов язычество

«Самое трудное, я думаю, говорить просто о сложном, понятно о непонятном. Пастернак имел полное право писать стихи, полные темного смысла. В его время это было естественно, нормально – во времена Пушкина такое было бы недопустимо, поэт должен был быть ясен. Но Пастернак, сам начинавший со стихов, очень неясных по смыслу, пришел в конце пути к великой простоте».

«Страх посредственности — это страх человека, не чувствующего в себе одержимости таланта сломать все барьеры».

«Талант - это способность выразить оригинально мир.»