Я тоскую по буржую
«Ешь ананасы, рябчиков жуй – день твой последний приходит, буржуй!» – написал в 1917 году Владимир Маяковский. Да, в дореволюционной России и рябчики и ананасы имелись, а за буржуев поэт принимал людей, которые могли позволить себе есть деликатесы и носить фраки. Но в России никогда не было буржуазии. Именно так называется глава в книге «Россия при старом режиме» американского историка Ричарда Пайпса.
Пайпс утверждает, что «в неспособности России произвести большую и энергичную буржуазию обычно видят основную причину того, что она пошла по иному, в отличие от Западной Европы, политическому пути». Я же добавлю, что главная причина отсутствия русской буржуазии заключается в выборе Россией - с принятием православия - восточного пути развития. Во-первых, византийское православие осуждало идею личного обогащения, воспринимая деньги как зло, и, во-вторых, единственным истинным собственником всего в государстве был царь, власть которого обожествлялась.
Слово «буржуазия» происходит от «вourgeoisie» (франц.) - горожане и от «burgus» (позднелат.) - укреплённый город. Собственно, средневековый город Западной Европы был социально-политической структурой, управляемой советом представителей торговцев и ремесленников, которые, в отличие от крестьян, не зависели от владельца земли феодала. Эта самостоятельность «вольного горожанина», способного производить капитал, и стала основой для будущей политической независимости. По мере приумножения своего богатства горожане выступали против феодалов, добиваясь особых законов, делавших их город в буквальном смысле государством, как правило, республикой, как это было в XI – XII веках в Венеции или Генуе. Позднее, именно буржуазия выступала в качестве борца за народные права и сыграла решающую роль во время Великой французской революции XVIII века и Английской революции XVII века.
Итак, независимый город - явление, характерное лишь для западноевропейской цивилизации, так как это общность людей, обладающих правами, которых не было у сельских жителей.
Посмотрим, что было у нас. На Руси вместо независимых городов были военные поселения, которые защищали жителей от набега кочевников. Отсутствие суверенных городов в России объясняется, прежде всего, разницей русского и европейского характеров собственности. Если в Европе имущественный принцип строился на преумножении капиталов за счёт развитой промышленности и цивилизованной торговли со всем миром, то на Руси, во-первых, всегда было просто мало денег, а во-вторых, соблюдался принцип вотчины. В России в XIII-XV веках вотчинами владели князья и бояре, и наравне с ними монастыри и духовенство.
Правда, два города - Новгород и Псков – пошли вразрез с вотчинными порядками царства русского и стали существовать, как независимые республики. Но Иван Грозный не смирился с присутствием таких привилегированных очагов автономии, из которых могла бы вырасти настоящая городская цивилизация, и жестоким образом уничтожил эти города. Не побоюсь утверждать, что в тот исторический момент возможность для возникновения русской буржуазии была буквально утоплена в крови.
Политически бесправные торговые люди часто становились жертвами опричного произвола, их имущество пополняло казну и состояния окружавших трон «царевых слуг». Вспомните, как жаловались Хлестакову купцы на городничего: «Так всё и припрятываешь в лавке, когда его завидишь. То есть, не то уж говоря, чтоб какую деликатность, всякую дрянь берёт: чернослив такой, что лет уже по семи лежит в бочке, что у меня сиделец не будет есть, а он целую горсть туда запустит...». До конца XIX века единственным владельцем всего оставался русский царь, который и раздавал и отбирал. И сложившееся в России в средние века убеждение, что путь к богатству лежит через дружбу и сотрудничество с властями, актуально и сейчас. До сих пор быть богатым в России «дозволяет» Кремль. Всем олигархам – как и при царе-батюшке – Кремль даёт добро, и он же забирает «его» обратно. У Ходорковского «взял», а Абрамовичу «разрешил». Попробуйте опровергнуть!
Естественно, византийское отношение к богатству как к греху, не способствовало развитию экономических учреждений в России. Первый банк - Касса Святого Георгия (коллективный банк Генуэзской республики) - возник в Генуе в 1407 году. А Россия и в этом отношении опоздала на столетия: у нас банки открылись лишь в 1754 году.
Отмечу важный момент в истории западноевропейской буржуазии – вовлечение в политику. Чего не скажешь о России... 1949 году мой двоюродный дед - историк Дмитрий Кончаловский - напишет в своей книге «Пути России»: «Вплоть до начала 20 века русское купечество жило под сенью самодержавия и отнюдь не помышляло о том, чтобы самому стать на его место для управления страной. В массе своей оно оставалось верно исконным русским бытовым, политическим и религиозным устоям, и не испытывало на себе влияния каких-либо новых «идей»». И я с грустью констатирую: у нас не было и пока нет буржуазии, потому что у русских так и не появилось правовое сознание.
В чём еще «обаяние» буржуазии? Мелкий буржуа - лавочник и ремесленник – это «артизан» (с фр. «аrtisan» – мастер), который живет своим трудом и создает продукт под своим именем. Это означает, что он отвечает за качество своей продукции.
И сегодня итальянский мясник и французский булочник отвечают за качество своей продукции. В Париже в каждом квартале в пять утра уже пахнет сдобой, потому что в 7 утра булочнику надо продавать круассаны и булки. Его знают по имени, а имя создаёт реноме - Человека с Репутацией.
На рубеже ХIХ и ХХ веков в России тоже появились торговые династии, чьи славные имена означали несомненное качество русского продукта - это и булочник Филиппов, и основатели мануфактур Прохоров и Зимин, и кондитеры Абрикосов и Леонов, производитель водки Смирнов... Но элита московского торгово-промышленного мира, к сожалению, была уничтожена большевистской революцией.
Без сомнения, глобализация и монополизация в продуктовой сфере ведёт к резкому падению качества жизни. Теперь и в России есть всё. Но в супермаркетах продаётся исключительно массовый, а, значит, анонимный продукт. Кстати, подобные «безымянные» продукты появились в России ещё при социализме. Думаю, многие помнят большие грузовые машины с надписью «Хлеб», «Молоко», «Продукты»... И нет смысла спорить с утверждением, что продукты «без автора» никогда не сравнятся с теми, в которые человек вложил не только свой труд, но и душу.
Но, тем не менее, ткань благополучной западноевропейской жизни «соткана» из продукции настоящих художников своего дела – мелких торговцев и ремесленников. ...Утром в Европе все еще пахнет «именным» сдобным хлебом, зеленщик раскладывает в лавке овощи, молочник развозит постоянным клиентам свежее молоко... Нет этого у нас в России, и я тоскую по буржую...