Eng
Размышления

Я тоскую по буржую

6 июля 2006 г.

«Ешь ананасы, рябчиков жуй – день твой последний приходит, буржуй!» – написал в 1917 году Владимир Маяковский. Да, в дореволюционной России и рябчики и ананасы имелись, а за буржуев поэт принимал людей, которые могли позволить себе есть деликатесы и носить фраки. Но в России никогда не было буржуазии. Именно так называется глава в книге «Россия при старом режиме» американского историка Ричарда Пайпса.

Пайпс утверждает, что «в неспособности России произвести большую и энергичную буржуазию обычно видят основную причину того, что она пошла по иному, в отличие от Западной Европы, политическому пути». Я же добавлю, что главная причина отсутствия русской буржуазии заключается в выборе Россией - с принятием православия - восточного пути развития. Во-первых, византийское православие осуждало идею личного обогащения, воспринимая деньги как зло, и, во-вторых, единственным истинным собственником всего в государстве был царь, власть которого обожествлялась.

Слово «буржуазия» происходит от «вourgeoisie» (франц.) - горожане и от «burgus» (позднелат.) - укреплённый город. Собственно, средневековый город Западной Европы был социально-политической структурой, управляемой советом представителей торговцев и ремесленников, которые, в отличие от крестьян, не зависели от владельца земли феодала. Эта самостоятельность «вольного горожанина», способного производить капитал, и стала основой для будущей политической независимости. По мере приумножения своего богатства горожане выступали против феодалов, добиваясь особых законов, делавших их город в буквальном смысле государством, как правило, республикой, как это было в XI – XII веках в Венеции или Генуе. Позднее, именно буржуазия выступала в качестве борца за народные права и сыграла решающую роль во время Великой французской революции XVIII века и Английской революции XVII века.

Итак, независимый город - явление, характерное лишь для западноевропейской цивилизации, так как это общность людей, обладающих правами, которых не было у сельских жителей.

Посмотрим, что было у нас. На Руси вместо независимых городов были военные поселения, которые защищали жителей от набега кочевников. Отсутствие суверенных городов в России объясняется, прежде всего, разницей русского и европейского характеров собственности. Если в Европе имущественный принцип строился на преумножении капиталов за счёт развитой промышленности и цивилизованной торговли со всем миром, то на Руси, во-первых, всегда было просто мало денег, а во-вторых, соблюдался принцип вотчины. В России в XIII-XV веках вотчинами владели князья и бояре, и наравне с ними монастыри и духовенство.

Правда, два города - Новгород и Псков – пошли вразрез с вотчинными порядками царства русского и стали существовать, как независимые республики. Но Иван Грозный не смирился с присутствием таких привилегированных очагов автономии, из которых могла бы вырасти настоящая городская цивилизация, и жестоким образом уничтожил эти города. Не побоюсь утверждать, что в тот исторический момент возможность для возникновения русской буржуазии была буквально утоплена в крови.

Политически бесправные торговые люди часто становились жертвами опричного произвола, их имущество пополняло казну и состояния окружавших трон «царевых слуг». Вспомните, как жаловались Хлестакову купцы на городничего: «Так всё и припрятываешь в лавке, когда его завидишь. То есть, не то уж говоря, чтоб какую деликатность, всякую дрянь берёт: чернослив такой, что лет уже по семи лежит в бочке, что у меня сиделец не будет есть, а он целую горсть туда запустит...». До конца XIX века единственным владельцем всего оставался русский царь, который и раздавал и отбирал. И сложившееся в России в средние века убеждение, что путь к богатству лежит через дружбу и сотрудничество с властями, актуально и сейчас. До сих пор быть богатым в России «дозволяет» Кремль. Всем олигархам – как и при царе-батюшке – Кремль даёт добро, и он же забирает «его» обратно. У Ходорковского «взял», а Абрамовичу «разрешил». Попробуйте опровергнуть!

Естественно, византийское отношение к богатству как к греху, не способствовало развитию экономических учреждений в России. Первый банк - Касса Святого Георгия (коллективный банк Генуэзской республики) - возник в Генуе в 1407 году. А Россия и в этом отношении опоздала на столетия: у нас банки открылись лишь в 1754 году.

Отмечу важный момент в истории западноевропейской буржуазии – вовлечение в политику. Чего не скажешь о России... 1949 году мой двоюродный дед - историк Дмитрий Кончаловский - напишет в своей книге «Пути России»: «Вплоть до начала 20 века русское купечество жило под сенью самодержавия и отнюдь не помышляло о том, чтобы самому стать на его место для управления страной. В массе своей оно оставалось верно исконным русским бытовым, политическим и религиозным устоям, и не испытывало на себе влияния каких-либо новых «идей»». И я с грустью констатирую: у нас не было и пока нет буржуазии, потому что у русских так и не появилось правовое сознание.

В чём еще «обаяние» буржуазии? Мелкий буржуа - лавочник и ремесленник – это «артизан» (с фр. «аrtisan» – мастер), который живет своим трудом и создает продукт под своим именем. Это означает, что он отвечает за качество своей продукции.

И сегодня итальянский мясник и французский булочник отвечают за качество своей продукции. В Париже в каждом квартале в пять утра уже пахнет сдобой, потому что в 7 утра булочнику надо продавать круассаны и булки. Его знают по имени, а имя создаёт реноме - Человека с Репутацией.

На рубеже ХIХ и ХХ веков в России тоже появились торговые династии, чьи славные имена означали несомненное качество русского продукта - это и булочник Филиппов, и основатели мануфактур Прохоров и Зимин, и кондитеры Абрикосов и Леонов, производитель водки Смирнов... Но элита московского торгово-промышленного мира, к сожалению, была уничтожена большевистской революцией.

Без сомнения, глобализация и монополизация в продуктовой сфере ведёт к резкому падению качества жизни. Теперь и в России есть всё. Но в супермаркетах продаётся исключительно массовый, а, значит, анонимный продукт. Кстати, подобные «безымянные» продукты появились в России ещё при социализме. Думаю, многие помнят большие грузовые машины с надписью «Хлеб», «Молоко», «Продукты»... И нет смысла спорить с утверждением, что продукты «без автора» никогда не сравнятся с теми, в которые человек вложил не только свой труд, но и душу.

Но, тем не менее, ткань благополучной западноевропейской жизни «соткана» из продукции настоящих художников своего дела – мелких торговцев и ремесленников. ...Утром в Европе все еще пахнет «именным» сдобным хлебом, зеленщик раскладывает в лавке овощи, молочник развозит постоянным клиентам свежее молоко... Нет этого у нас в России, и я тоскую по буржую...

Оставить комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться...
искусство капитализм кино кинематограф заблуждения демократия выборы зависть европоцентризм Джордж Буш дедовщина здоровье историческое развитие историческое нетерпение история историческая вина идеология индивидуальная ответственность jetlag Казахстан жизнь мужчины и женщины деньги непотизм личная ответственность политкорректность политика Pussy Riot общество государство оттепель доверие Владимир Путин богатство абсурд Александр Александр Невский Александр Солженицын анонимная ответственность Антон Чехов армия бизнес бог буржуазия Василий Ключевский вера взятки Владимир Ленин война воровство Восток и Запад Георгий Плеханов Европа Кирилл и Мефодий коммерция коррупция крестьянское сознание культ личности культура Лев Толстой либерализм маркетинг марксизм международный женский день Михаил Горбачев нацизм национальная совесть нетерпимость Николай Гоголь новая философия Петр Первый правительство православие рабство равнение на Запад революция реклама религия реформы российский менталитет российский народ Россия русский народ семья смерть снобизм Советский Союз современное искусство Средневековье СССР сталинизм США толерантность транснациональные кампании Федерико Феллини феодальное сознание холокост христианство цивилизация шестидесятые экология Юрий Андропов язычество

«Франсуа Мориак заметил, что ХХ век будет веком футбола, и ошибся на сто лет. Это сегодня время футбола, а не кино. Причина до омерзения проста - большие деньги там. Футбольная звезда получает намного больше кинозвезды. За футболиста платят сорок миллионов долларов - ни одна кинозвезда не идет по такой цене. Мне самому страшно, каким языком я выражаюсь. Представляю, как трудно бить по мячу с таким грузом ответственности».

«Если такой прожженный делец как Сорос видит в капитализме угрозу для Западного общества, то необходимо задуматься, насколько эта угроза разрушительнее у нас».