Eng
Интервью

Заказ и есть лезвие свободы и творчества

14 ноября 2017 г., Российская газета

Государь, который объединил русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов, построил Московский Кремль, учредил герб России - двуглавого орла, теперь, словно былинный богатырь в бронзе скульптора Андрея Коробцова, вот-вот сойдет с постамента. Автор идеи художественного решения памятника режиссер Андрей Кончаловский не смог приехать в Калугу. Он в Италии снимает фильм о Микеланджело, куда и дозвонился корреспондент "РГ".

- То, что в России не было памятника основателю государства Российского - вопиющая несправедливость. Наконец эта несправедливость устранена, - сразу сделал заявление режиссер.

Андрей Сергеевич, косвенно ведь и вы приложили руку художника, к тому, что забраковали целых двенадцать проектов памятников Ивану III и на годы отодвинули установку монумента в Калуге.

Андрей Кончаловский: Изначально мы задали четкие идеологические параметры - создать образ собирателя земель русских, но не разработали художественные критерии. В итоге все прежние проекты были похожи, но не было видно главного: а что сделал Иван III? Так случилось потому, что ни на одном предлагаемом монументе не было видно личности. Не видно дерзости мышления художника. Ощущение, будто макеты сделал один, а не двенадцать разных мастеров. Понимаете, у художников своего Стояния на Угре не случилось. Оно им нужно. Нужна была раскованность, вплоть до "Укради у Микеланджело гиперболу!" "Укради у Мухиной метафору!"

Не надо бояться преувеличения, через которое можно рассмотреть масштаб исторического события и личности.

Скульптору Андрею Коробцову удалась дерзость мышления?

Андрей Кончаловский: Он достиг ощущения мощи движения. Через гиперболу былинности Ивана, готового шагнуть с постамента в мир, Коробцов мастерски передал метафоричность русского духа. Его Иван III - символ русского духа. Это о нем писал Достоевский: "Широк, широк мир русского человека. Хорошо бы сузить". В широте и есть движение, что в камне и бронзе передать трудно. Андрей Коробцов смог.

Вас называют автором идеи художественного решения памятника Ивану III. А как же быть со свободой творчества скульптора, если вы давили - своим авторитетом как режиссер и как сторона заказчика в лице председателя творческого совета РВИО?

Андрей Кончаловский: Есть такая буддийская мудрость: "Палец, указующий на луну, еще не луна". Да, я говорил Коробцову: "Смотри на великих. На "Родину-мать" Вучетича. На памятник Сталину Меркулова. На Микеланджело, на Мухину. Сможешь, своруй их дерзость, масштаб мышления. Сможешь, увидь Ивана в космосе". Но предложить идею, еще не выразить ее. А Коробцов талантлив. Памятник Ивану III - русскому Ивану, который источает колоссальную силу, - его творческая мысль, переданная в динамике. Это и есть Россия, идущая вперед. Ведет ее Иван. Теперь мы знаем какой. Великий. Кстати, в истории и народной памяти живут три великих государя - Петр Великий, Екатерина Великая и Иван III Великий. Вот это величие в памятнике есть. Чего я не могу сказать об иных памятникам царям. Мода на них пошла в гору, но тут возникает та же самая проблема, что и с прежними забракованными проектами памятников Ивану III. Скульпторы ведь работают по системе госзаказа. А вкус у заказчика один: "Чтобы похоже было". Но скульптура не терпит фотографичности. Если терпит, то перестает быть скульптурой. Она превращается в то, что мы видим в новомодных памятниках: цари, революционеры, пахари, космонавты друг на друга похожи как близнецы. Их "правдивая" анатомия лишена оригинальности и смысла монументальной памяти.

Стремление через монументализацию вернуть отечественной истории ее выдающихся сынов и дочерей вас обнадеживает?

Андрей Кончаловский: Стремление обнадеживает, исполнение - нет. Я эти монументики называю "шахматными досками". Их можно двигать из города в город, и ничего в восприятии не изменится. Люди могут и не заметить перемещения. Это глобальная проблема. Вот сейчас был во Флоренции. Рядом с легендарной фигурой Давида, в нескольких метрах от нее стоит "городская скульптура"... аккуратно наложенные, простите, какашки. "Скульптура" раза в три больше, чем Давид. Мышление русского народа, конечно, много консервативнее. Но совокупность слабого знания истории и еще более слабого исторического мировоззрения, в сочетании со стремлением угодить заказчику, тоже ведут нас к какашкам.

Выходит, творческая цензура во благо?

Андрей Кончаловский: Все абсолютные шедевры в истории человечества делались по заказу. Все известные миру работы Микеланджело, музыка Моцарта, Бетховена, советская монументальная скульптура - несомненная часть мирового культурного достояния, - все творилось по заказу. Это не цензура. Заказ и есть лезвие свободы и творчества. Тот же памятник Ивану III можно было "сфотографировать". Есть прижизненное изображение Ивана III конца XV века. Речь идет о знаменитой шитой пелене, созданной, по-видимому, в мастерской невестки великого князя Елены Волошанки. Есть описания венецианских и других европейских купцов. Есть профильный портрет из книги французского путешественника Андре Теве "Всеобщая космография" 1575 года. Есть наконец версия, что Иван III заметно сутулился, за что его звали "Горбатый". Скульптор пошел по пути тщательного изучения и смелого обобщения. Получился космос русского духа.

Источник: Российская газета

Текст: Владимир Емельяненко

 

Александр Бородянский Андрей Тарковский искусство BBC кино кинематограф классическая музыка композитор демократия Дмитрий Быков документальный фильм Единая Россия выборы творческий вечер Евгений Миронов художественный фильм Фильм Глянец Hello история Голливуд Дом дураков индивидуальная ответственность Италия знание Meduza деньги Москва музыкант дворяне Оскар личная ответственность Петр Кончаловский пианист политика проект Сноб Pussy Riot ответственность Поезд-беглец Сергей Рахманинов общество государство Святослав Рихтер Дядя Ваня деревня Владимир Путин Владимир Софроницкий Запад женщины Ёрник авангард Азербайджан АиФ Александр Домогаров Алексей Навальный Америка Анатолий Чубайс Андрей Звягинцев Андрей Зубов Андрей Смирнов Анна Политковская анонимная ответственность Антон Павлович Чехов Антон Чехов Арт-Парк Белая сирень Белая Студия Ближний круг Болотная площадь Большая опера Борис Березовский Борис Ельцин Брейвик Бремя власти буржуазия Быков Венецианский кинофестиваль Венеция вера Вечерний Ургант видео Виктор Ерофеев Владас Багдонас Владимир Ашкенази Владимир Меньшов Владимир Соловьев власть Возвращение Возлюбленные Марии Война и мир воровство воспоминания Вторая мировая война гастарбайтеры гастроли Гейдар Алиев Грех Дарья Златопольская Дворянское гнездо демографический кризис Джеймс Уотсон дискуссия Дмитрий Кончаловский Дмитрий Медведев Дождь Дуэт для солиста Евгений Онегин Европа журнал земля Ингмар Бергман Индустрия кино интервью интернет Ирина Купченко Ирина Прохорова История Аси Клячиной Казань Калифорния Калуга КиноСоюз Китай Клинтон коммерция консерватория Константин Эрнст конфликт Кончаловский коррупция Кремль крестьяне крестьянское сознание Кристофер Пламмер критика Кулинарная Студия Julia Vysotskaya культура Ла Скала Лев зимой Лев Толстой лекция Ленин Леонид Млечин Ли Куан Ю Лондон Людмила Гурченко Макс фон Сюдов мальчик и голубь менталитет Микеланджело Михаил Андронов Михаил Прохоров Монстр музыка мэр народ национальное кино национальный герой Неаполь нетерпимость Ника Никита Михалков Николина Гора новое время образование Одиссей Олимпиада опера памятник Первый учитель Петр I Петр Первый Пиковая дама Питер Брук политические дебаты Последнее воскресение правительство православие президент премия премия Ника произведения искусства Пугачева радио Рай РВИО религия ретроспектива Рига Роберт Макки Родина Роман Абрамович Романс о влюбленных Россия Россия 1 РПЦ русская служба BBC русские русский народ Самойлова Санкт-Петербург Сапсан Сахалин свобода Сезанн семья семья Михалковых Сергей Магнитский Сергей Михалков Сергей Собянин Сибириада Сильвестр Сталлоне Сингапур смертная казнь социальная ответственность спектакль спорт средневековое сознание Средневековье СССР Сталин сценарий сценарист США Таджикистан Танго и Кэш ТАСС творческая встреча театр театр Моссовета телевидение телеканал терпимость к инакомыслию Тимур Бекмамбетов Три сестры Тряпицын Украина Укрощение строптивой улицы усадьбы фашизм феодализм фестиваль фонд Петра Кончаловского футбол цензура церковь цивилизация Чайка человеческие ценности Чехов Чечня Шекспир Ширли Маклейн Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эхо Эхо Москвы юбилей ювенальная юстиция Юлия Высоцкая Юрий Лужков Юрий Нагибин