Eng
Интервью

В Риме состоялась мировая премьера нового фильма Андрея Кончаловского «Грех»

27 октября 2019 г., https://www.1tv.ru/news/2019-10-27/374705-v_rime_sostoyalas_mirovaya_premiera_novogo_filma_andreya_konchalovskogo_greh

Большое культурное событие недели. Около часа назад в Риме состоялась мировая премьера фильма Андрея Кончаловского «Грех». Картина была представлена на главной площадке завершающегося там кинофестиваля. Грандиозный по масштабу проект, созданный при участии Первого канала, о жизни и творчестве Микеланджело Буонарроти. Слава великого мастера эпохи Возрождения под стать его таланту.

Сикстинской капеллой восхищаются вот уже более 500 лет. Давид — великолепная статуя — по праву считается эталоном мужской красоты. И, конечно, «Пьета. Оплакивание Христа». Посмотрите на покров Богородицы — тончайшая ткань, невозможно поверить, что из мрамора. Кстати, это единственная работа скульптора, которую он подписал, и которая растиражирована по всему миру.

Впрочем, сама картина Кончаловского еще до премьеры прославилась на весь мир. Этим летом во время визита в Ватикан Владимир Путин подарил диск Папе Римскому. В чем уникальность работы и почему актера на главную роль искали полгода?

Это непременная традиция каждого кинофестиваля — торжественный проход по красной дорожке перед премьерным показом. За 10 фестивальных дней на Празднике кино — это официальное название Римского кинофестиваля — здесь прошли Джон Траволта, Джон Туртурро, Виола Дэвис, Фанни Ардан, Бенисио Дель Торо. И вот теперь черед Андрея Кончаловского.

Его фильм «Грех» завершает этот киномарафон. Он создавался при участии Первого канала и предпринимателя Алишера Усманова. Совместное российско-итальянское производство, что в отечественном кинематографе не случалось уже давно.

На мировую премьеру — а фильм выходит в десятках стран, в том числе и в России уже в ноябре — режиссер приехал почти со всей своей труппой. Супруга — Юлия Высоцкая. И даже младший брат Никита Михалков приехал поддержать.

«Обычно фильм делаешь как какую-то мечту и потом делишь ее, эту мечту. Ну и теперь надо понять, как люди воспримут твою мечту», — признается режиссер.

Участие Юлии в этом фильме совсем короткое. Несколько секунд.

«Как это было? Согласились?» — спрашивает корреспондент.

«А можно отказать Кончаловскому, серьезно?» — отвечает Юлия Высоцкая.

1514 год. Ватикан. Еще не убраны леса в Сикстинской капелле, а Микеланджело уже должен приступить к работе над гробницей папы Юлия II, в центре которой огромная статуя Моисея. Однако внезапная смена власти в Ватикане втягивает его в жестокую и кровавую войну между двумя могущественными кланами Медичи и Делла Ровере. Он вынужден лгать, предавать, изворачиваться, чтобы не терять заказчиков ни с той, ни с другой стороны. Только подлость и обман дают художнику возможность творить.

Всего несколько строк, которые Кончаловский прочел однажды в книге, были как вспышка. В те кровавые времена Микеланджело писал своему приятелю.

«Умолкни друг. К чему меня будить, когда вокруг позор и преступление. Нет, спать, не видеть». И когда я прочитал «позор и преступление», меня это настолько поразило, когда Микеланджело пишет: «Вокруг позор и преступление». И это сразу — бум! — что же это такое?» — рассказывает Андрей Кончаловский.

Восемь лет Кончаловский изучал архивы, работал над сценарием, выбирал натуру. Например, то, что в фильме представлено Флоренцией, снималось в пяти разных городах. Сикстинскую капеллу пришлось воссоздавать в студии. А вот каменоломни — подлинные. Равно как и еда, которую герои едят в фильме. Приготовлена по рецептам 500-летней давности.

«Треску все время ели соленую. Треску. Кстати, очень вкусная треска, советую», — говорит кинорежиссер.

На поиск исполнителя главной роли ушло полгода. Альберто Тестоне. Его сходство с Микеланджело ошеломляющее, что можно увидеть, сравнив с прижизненным портретом художника кисти Даниэле Да Вольтерра.

«Я был самым последним на пробах. Они шесть месяцев искали. И вот я сижу, жду своей очереди — всех других Микеланджело пропустили вперед — и чувствую, что все на меня как-то реагируют странно. А потом меня одели, приклеили бороду, волосы покрасили, и я сам увидел в зеркале Микеланджело», — рассказал исполнитель роли Микеланджело Альберто Тестоне.

Тестоне — непрофессиональный актер. Как и большинство играющих в фильме. Кончаловский часто в своих картинах снимает людей из народа. Здесь на роли каменотесов он взял настоящих рабочих из Каррарских каменоломен. И какие это лица, какие характеры!

«Замечательные! Ни один артист так не сыграет. Вернее, он сыграет лучше, но — сыграет», — поясняет Андрей Кончаловский.

Накануне премьеры Кончаловский был нарасхват. Вот он дает интервью итальянскому телевидению. А вот — французскому. За ним английский телеканал, потом испанский и снова целая вереница итальянцев. Еще бы! Микеланджело — их национальное достояние. Художник, скульптор, философ и поэт. Гений эпохи Возрождения.

«В Италии снято множество фильмов об этом художнике, но это первая картина, в которой так жестко и реалистично представлено время. Никакого исторического гламура. И Микеланджело представлен живым человеком, отличная работа», — отмечает журналист Франческо Галло.

«Итальянцы те времена идеализируют, а здесь Возрождение жестокое, злое и дурно пахнет. Мне очень понравилось», — говорит журналист Валерио Каппелли.

Ничто не свято на святом престоле, и язвы на ногах нового папы как язвы всей Италии, в которой жажда власти и денег сильнее человечности и любви.

«Три часа я сидел на гриме для этой сцены. Вставали на рассвете. И потом было зверски холодно. Но все равно это было счастье участвовать в этом проекте», — делится исполнитель роли папы Римского Симон Тоффанин.

В этом фильме работы Микеланджело в кадре всего несколько секунд. Не о них кино, а о человеке и его несовершенстве на фоне идеального, которое он способен создать. Сцена с мраморной глыбой, которую, надрываясь, сдвигают с места каменотесы, напоминает эпизод в «Андрее Рублеве» Тарковского, в котором монахи тащили колокол.

Сценарий для той ленты писал Андрей Кончаловский. Полвека спустя он снова вернулся к теме «художник и время». Можно ли творить, будучи несвободным? Каких мучений стоит гениальность? И что рождает шедевры, если автор грешен и слаб? Но даже недруги готовы признать: то, что выходит из-под его кисти, пера или резца, будет жить века.

 

Текст: Жанна Агалакова

Александр Бородянский Андрей Тарковский искусство BBC кино кинематограф классическая музыка композитор демократия Дмитрий Быков документальный фильм Единая Россия выборы творческий вечер Евгений Миронов художественный фильм Фильм Глянец Harpers_Bazaar Hello история Голливуд Дом дураков индивидуальная ответственность Италия знание Meduza деньги Москва музыкант дворяне Оскар личная ответственность Петр Кончаловский пианист политика проект Сноб Pussy Riot ответственность Поезд-беглец Сергей Рахманинов общество государство Святослав Рихтер Дядя Ваня деревня Владимир Путин Владимир Софроницкий Запад женщины Ёрник авангард Азербайджан АиФ Александр Домогаров Алексей Навальный Альберто Тестоне Америка Анатолий Чубайс Андрей Звягинцев Андрей Зубов Андрей Смирнов Анна Политковская анонимная ответственность Антон Павлович Чехов Антон Чехов Арт-Парк Белая сирень Белая Студия Ближний круг Болотная площадь Большая опера Борис Березовский Борис Ельцин Брейвик Бремя власти буржуазия Быков Венецианский кинофестиваль Венеция вера Вечерний Ургант видео Виктор Ерофеев Владас Багдонас Владимир Ашкенази Владимир Меньшов Владимир Соловьев власть Возвращение Возлюбленные Марии Война и мир воровство воспоминания Вторая мировая война выставка гастарбайтеры гастроли Гейдар Алиев Грех Дарья Златопольская Дворянское гнездо демографический кризис Джеймс Уотсон дискуссия Дмитрий Кончаловский Дмитрий Медведев Дождь Дуэт для солиста Евгений Онегин Европа ЖЗЛ журнал земля Ингмар Бергман Индустрия кино интервью интернет Ирина Купченко Ирина Прохорова История Аси Клячиной История от первого лица Казань Калифорния Калуга КиноСоюз Китай Клинтон коммерция консерватория Константин Эрнст конфликт Кончаловский коррупция Кремль крестьяне крестьянское сознание Кристофер Пламмер критика Кулинарная Студия Julia Vysotskaya культура Ла Скала Лев зимой Лев Толстой лекция Ленин Леонид Млечин Ли Куан Ю Лондон Людмила Гурченко Макс фон Сюдов мальчик и голубь менталитет Микеланджело Михаил Андронов Михаил Прохоров Монстр музыка мэр народ национальное кино национальный герой Неаполь нетерпимость Ника Никита Михалков Николина Гора новое время образование Одиссей Олимпиада опера памятник Первый учитель Петр I Петр Первый Пиковая дама Питер Брук Познер политические дебаты Последнее воскресение правительство православие президент премия премия Ника премьера произведения искусства Пугачева радио Рай РВИО религия ретроспектива Рига Рим Роберт Макки Родина Роман Абрамович Романс о влюбленных Россия Россия 1 РПЦ русская служба BBC русские русский народ Самойлова Санкт-Петербург Сапсан Сахалин свобода Сезанн семья семья Михалковых Сергей Магнитский Сергей Михалков Сергей Собянин Сибириада Сильвестр Сталлоне Сингапур смертная казнь социальная ответственность спектакль спорт средневековое сознание Средневековье СССР Сталин сценарий сценарист Сцены из супрежеской жизни США Таджикистан Таллинн Танго и Кэш ТАСС творческая встреча театр театр им. Моссовета театр Моссовета телевидение телеканал терпимость к инакомыслию Тимур Бекмамбетов Третьяковская галерея Три сестры Тряпицын Украина Укрощение строптивой улицы усадьбы фашизм феодализм фестиваль фонд Петра Кончаловского футбол цензура церковь цивилизация Чайка человеческие ценности Чехов Чечня Шекспир Ширли Маклейн широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эхо Эхо Москвы юбилей ювенальная юстиция Юлия Высоцкая Юрий Лужков Юрий Нагибин