В Риме состоялась мировая премьера нового фильма Андрея Кончаловского «Грех»
Большое культурное событие недели. Около часа назад в Риме состоялась мировая премьера фильма Андрея Кончаловского «Грех». Картина была представлена на главной площадке завершающегося там кинофестиваля. Грандиозный по масштабу проект, созданный при участии Первого канала, о жизни и творчестве Микеланджело Буонарроти. Слава великого мастера эпохи Возрождения под стать его таланту.
Сикстинской капеллой восхищаются вот уже более 500 лет. Давид — великолепная статуя — по праву считается эталоном мужской красоты. И, конечно, «Пьета. Оплакивание Христа». Посмотрите на покров Богородицы — тончайшая ткань, невозможно поверить, что из мрамора. Кстати, это единственная работа скульптора, которую он подписал, и которая растиражирована по всему миру.
Впрочем, сама картина Кончаловского еще до премьеры прославилась на весь мир. Этим летом во время визита в Ватикан Владимир Путин подарил диск Папе Римскому. В чем уникальность работы и почему актера на главную роль искали полгода?
Это непременная традиция каждого кинофестиваля — торжественный проход по красной дорожке перед премьерным показом. За 10 фестивальных дней на Празднике кино — это официальное название Римского кинофестиваля — здесь прошли Джон Траволта, Джон Туртурро, Виола Дэвис, Фанни Ардан, Бенисио Дель Торо. И вот теперь черед Андрея Кончаловского.
Его фильм «Грех» завершает этот киномарафон. Он создавался при участии Первого канала и предпринимателя Алишера Усманова. Совместное российско-итальянское производство, что в отечественном кинематографе не случалось уже давно.
На мировую премьеру — а фильм выходит в десятках стран, в том числе и в России уже в ноябре — режиссер приехал почти со всей своей труппой. Супруга — Юлия Высоцкая. И даже младший брат Никита Михалков приехал поддержать.
«Обычно фильм делаешь как какую-то мечту и потом делишь ее, эту мечту. Ну и теперь надо понять, как люди воспримут твою мечту», — признается режиссер.
Участие Юлии в этом фильме совсем короткое. Несколько секунд.
«Как это было? Согласились?» — спрашивает корреспондент.
«А можно отказать Кончаловскому, серьезно?» — отвечает Юлия Высоцкая.
1514 год. Ватикан. Еще не убраны леса в Сикстинской капелле, а Микеланджело уже должен приступить к работе над гробницей папы Юлия II, в центре которой огромная статуя Моисея. Однако внезапная смена власти в Ватикане втягивает его в жестокую и кровавую войну между двумя могущественными кланами Медичи и Делла Ровере. Он вынужден лгать, предавать, изворачиваться, чтобы не терять заказчиков ни с той, ни с другой стороны. Только подлость и обман дают художнику возможность творить.
Всего несколько строк, которые Кончаловский прочел однажды в книге, были как вспышка. В те кровавые времена Микеланджело писал своему приятелю.
«Умолкни друг. К чему меня будить, когда вокруг позор и преступление. Нет, спать, не видеть». И когда я прочитал «позор и преступление», меня это настолько поразило, когда Микеланджело пишет: «Вокруг позор и преступление». И это сразу — бум! — что же это такое?» — рассказывает Андрей Кончаловский.
Восемь лет Кончаловский изучал архивы, работал над сценарием, выбирал натуру. Например, то, что в фильме представлено Флоренцией, снималось в пяти разных городах. Сикстинскую капеллу пришлось воссоздавать в студии. А вот каменоломни — подлинные. Равно как и еда, которую герои едят в фильме. Приготовлена по рецептам 500-летней давности.
«Треску все время ели соленую. Треску. Кстати, очень вкусная треска, советую», — говорит кинорежиссер.
На поиск исполнителя главной роли ушло полгода. Альберто Тестоне. Его сходство с Микеланджело ошеломляющее, что можно увидеть, сравнив с прижизненным портретом художника кисти Даниэле Да Вольтерра.
«Я был самым последним на пробах. Они шесть месяцев искали. И вот я сижу, жду своей очереди — всех других Микеланджело пропустили вперед — и чувствую, что все на меня как-то реагируют странно. А потом меня одели, приклеили бороду, волосы покрасили, и я сам увидел в зеркале Микеланджело», — рассказал исполнитель роли Микеланджело Альберто Тестоне.
Тестоне — непрофессиональный актер. Как и большинство играющих в фильме. Кончаловский часто в своих картинах снимает людей из народа. Здесь на роли каменотесов он взял настоящих рабочих из Каррарских каменоломен. И какие это лица, какие характеры!
«Замечательные! Ни один артист так не сыграет. Вернее, он сыграет лучше, но — сыграет», — поясняет Андрей Кончаловский.
Накануне премьеры Кончаловский был нарасхват. Вот он дает интервью итальянскому телевидению. А вот — французскому. За ним английский телеканал, потом испанский и снова целая вереница итальянцев. Еще бы! Микеланджело — их национальное достояние. Художник, скульптор, философ и поэт. Гений эпохи Возрождения.
«В Италии снято множество фильмов об этом художнике, но это первая картина, в которой так жестко и реалистично представлено время. Никакого исторического гламура. И Микеланджело представлен живым человеком, отличная работа», — отмечает журналист Франческо Галло.
«Итальянцы те времена идеализируют, а здесь Возрождение жестокое, злое и дурно пахнет. Мне очень понравилось», — говорит журналист Валерио Каппелли.
Ничто не свято на святом престоле, и язвы на ногах нового папы как язвы всей Италии, в которой жажда власти и денег сильнее человечности и любви.
«Три часа я сидел на гриме для этой сцены. Вставали на рассвете. И потом было зверски холодно. Но все равно это было счастье участвовать в этом проекте», — делится исполнитель роли папы Римского Симон Тоффанин.
В этом фильме работы Микеланджело в кадре всего несколько секунд. Не о них кино, а о человеке и его несовершенстве на фоне идеального, которое он способен создать. Сцена с мраморной глыбой, которую, надрываясь, сдвигают с места каменотесы, напоминает эпизод в «Андрее Рублеве» Тарковского, в котором монахи тащили колокол.
Сценарий для той ленты писал Андрей Кончаловский. Полвека спустя он снова вернулся к теме «художник и время». Можно ли творить, будучи несвободным? Каких мучений стоит гениальность? И что рождает шедевры, если автор грешен и слаб? Но даже недруги готовы признать: то, что выходит из-под его кисти, пера или резца, будет жить века.
Текст: Жанна Агалакова