Кончаловский везет к нам своего второго «Дядю Ваню»
Андрей Сергеевич, ваш последний спектакль «Дядя Ваня» вы везете сначала на гастроли в Италию, а потом в Прибалтику. Это вы нас так балуете или решили «обкатать» новый спектакль перед тем, как показать его в Москве?
Спектакль обкатывается все время, пока играется. Спектакль не был готов ко времени заявленной премьеры, мы заменяли актрису, поэтому премьера перенеслась на декабрь. У нас появилась возможность повозить его по Италии и Прибалтике, и мы ею воспользовались.
Сравнение спектакля с фильмом, снятым вами же сорок лет назад, будет неизбежно.
Разные режиссеры ставили в течение своей жизни много одинаковых пьес. Бергман поставил «Гамлета», по меньшей мере, три раза, Стриндберга ставил много раз.
Можно ставить одну пьесу много раз, потому что режиссер со временем кардинально меняется как человек, как автор, его личный опыт меняет его восприятие жизни. Если быть точнее, то пьесу ставил человек на сорок лет старше того, кто снимал кино.
Насколько известно, вы заняты непрерывно: продюсируете телепроекты, снимаете кино, пишете тексты, выпустили спектакль. Откуда черпаете энергию?
Это можно назвать природой, Богом, биологией, тестостероном. Энергия — это жизнь, жизнь — это желание, а желание дает энергию. Вот и все. Печально, когда желания нет.
Расскажите о своем последнем фильме «Щелкунчик».
Это большая сказка, можно сказать, голливудского размаха, с музыкой Чайковского, обработанной композитором Эдуардом Артемьевым. Слова написал Тим Райс. В картине играет бродвейская звезда, Натан Лейн («Продюсеры»), снялась десятилетняя Элль Фаннинг, говорят, что после этого она очень хорошо сыграла в новом фильме Софии Коппола. Снялся знаменитый Джон Туртурро, любимец братьев Коэнов. Премьера будет на будущий год к Рождеству. В этом году мы не успели этого сделать, так как нужна большая допремьерная подготовка.
Как работается с западными и российскими актерами? До российских, например, легче достучаться?
Зачем же стучать? Не надо! Надо просто уметь работать с артистом, это обычное качество хорошего режиссера. Например, у такого режиссера, как Ридли Скотт, который, скажем, не очень знаком с системой Станиславского, артисты работают замечательно, они у него практически самоиграющие. Эмоциональность бывает не только у артистов, а у национальностей в целом.
Имеете ли вы актерский опыт или вы всегда предпочитаете быть по ту сторону сцены и кинокамеры?
Я никогда не был артистом. Я совершенно точно режиссер. И был бы хорошим архитектором, учителем, врачом.
Интересно, что вы знаете о современном эстонском театре и кино?
Ничего не знаю об эстонском театре и кино, так же как ничего не знаю о литовском и латышском. Да и о российском кино практически ничего не знаю. Очень мало сегодня снимается картин, которые стоит смотреть для того, чтобы стать лучше. А для того, чтобы просто провести время, я не хочу его смотреть. Временем надо дорожить.
«Дядя Ваня»
• 11 декабря в концертном зале Nokia, Таллинн.
• В ролях: Александр Филиппенко, Наталия Вдовина, Юлия Высоцкая, Ирина Карташева, Павел Деревянко, Александр Домогаров, Александр Бобровский, Лариса Кузнецова.
• Режиссер, сценография: Андрей Кончаловский
• Костюмы: Рустам
Хамдамов
• Композитор: Эдуард Артемьев