Eng
Интервью

Режиссер Андрей Кончаловский: "У нас есть свобода печати, хотя за нее убивают"

10 октября 2012 г., http://www.rbcdaily.ru/2012/10/10/lifestyle/562949984893118

С 28 октября по 16 ноября в Москве пройдет фестиваль «Андрей Кончаловский. Взгляд в прошлое», приуроченный к 75-летию режиссера и 50-летнему юбилею его творчества. С Андреем Кончаловским встретилась корреспондент РБК daily Татьяна Филиппова.

— У вас довольно плотная программа на эту осень. И премьера спектакля, и мастер-классы сразу в двух странах. Получается, что вы в свой юбилей будете работать?

— Я не могу сказать, что это работа. Я просто покажу свои картины тем людям, которые их не видели давно, а может быть, и не видели вовсе. Молодое поколение, от 15 до 25, вряд ли видело мои советские картины и мало смотрело американские. Я не могу сказать, что мои фильмы популярны, но это не делает их лучше или хуже, чем они есть. Память укорачивается, люди не помнят Феллини, Антониони. Всех забыли.

— Программа в Москве и в Лондоне будет сильно отличаться?

— Не знаю. Я вообще не знаю, что будет происходить. Я лишь примерно представляю себе ряд вопросов, на которые мне придется отвечать. Об истории России, о русской ментальности. Мастер-классов не будет, будет разговор. На любые темы, какие хотите.

— Отношение к России сейчас не очень хорошее. Не боитесь резких вопросов?

— Провокаций? Что вы! В 70-е годы я боялся, что меня спросят про Брежнева. А сейчас чего я могу бояться? Вопросов про Путина? Мы сейчас живем в свободной стране. Мы разговариваем о таких вещах, которые и не думали обсуждать 20 лет назад. У нас есть свобода печати — хотя за нее убивают. Раньше нельзя было напечатать, а теперь можно, но за напечатанное убьют. Но тем не менее напечатать можно. К тому же никто уже ничего не читает.

— Если говорить о русской ментальности, какая, на ваш взгляд, главная черта в русском человеке?

— Отвечу словами Чехова: «Рус­скому человеку не хватает желания желать». Поскольку он сам ничего не желает, в большинстве случаев жизнь его живет. Он говорит: «Вот если бы... тогда конечно! А так — чего же?» Мне кажется, русские не живут своей жизнью. Кто-то за них живет эту жизнь.

— Проект «Арт-Парк» на дизайн-заводе «Флакон» — это новое культурное движение?

— Культурное движение — это слишком громко. Нет, это программа Фонда Кончаловского, и ее задачи очень простые. Чтобы люди, пришедшие на эту площадку, имели fun, как говорится, имели возможность потолкаться, потусоваться и в то же время посмотреть какие-то картины. Я просто пытаюсь придать этой программе некую тенденцию, вот и все. Связать современное искусство со всем тем, что было накоплено европейской культурой. Внушить молодым художникам, что ломать законы можно, но сначала их нужно знать.

Пикассо был феноменальным рисовальщиком. Когда он стал богатым, работая в модной в то время манере кубизма, он начал рисовать замечательные реалистические портреты людей и классические античные сюжеты. Вот это был его истинный вкус. А что он делал для рынка — это другое дело. Он был хороший бизнесмен.

— Сейчас художник все больше становится бизнесменом. Культурная жизнь меняется на глазах. На первый план выходят люди, которые знают, как продать искусство. Вы это замечаете?

— Собственно, на эту тему был снят мой «Глянец». Если помните, один из персонажей говорит: «А что нельзя продать, то не искусство». Искусство становится утилитарным. Но нельзя бороться с течением, можно только подгребать.

— Я была на предпремьерном показе ваших «Трех сестер» в Театре имени Моссовета и провела небольшой опрос зрителей. Мнения разделились: одни считают, что это спектакль об утраченных иллюзиях, другие — что он о надежде, которая никогда не умирает. А вы о чем ставили?

— Все равно.

— Не хотите формулировать?

— Почему? Это очень точная формулировка. Если хотите, могу еще сказать: «Та-ра-ра-бумбия!» Это тоже слова доктора Чебутыкина из «Трех сестер». «Все равно» — спектакль об этом.

Александр Бородянский Андрей Тарковский искусство BBC кино кинематограф классическая музыка композитор демократия Дмитрий Быков документальный фильм Единая Россия выборы творческий вечер Евгений Миронов художественный фильм Фильм Глянец Harpers_Bazaar Hello история Голливуд Дом дураков индивидуальная ответственность Италия знание Meduza деньги Москва музыкант дворяне Оскар личная ответственность Петр Кончаловский пианист политика проект Сноб Pussy Riot ответственность Поезд-беглец Сергей Рахманинов общество государство Святослав Рихтер Дядя Ваня деревня Владимир Путин Владимир Софроницкий Запад женщины Ёрник авангард Азербайджан АиФ Александр Домогаров Алексей Навальный Альберто Тестоне Америка Анатолий Чубайс Андрей Звягинцев Андрей Зубов Андрей Смирнов Анна Политковская анонимная ответственность Антон Павлович Чехов Антон Чехов Арт-Парк Белая сирень Белая Студия Ближний круг Болотная площадь Большая опера Борис Березовский Борис Ельцин Брейвик Бремя власти буржуазия Быков Венецианский кинофестиваль Венеция вера Вечерний Ургант видео Виктор Ерофеев Владас Багдонас Владимир Ашкенази Владимир Меньшов Владимир Соловьев власть Возвращение Возлюбленные Марии Война и мир воровство воспоминания Вторая мировая война выставка гастарбайтеры гастроли Гейдар Алиев Грех Дарья Златопольская Дворянское гнездо демографический кризис Джеймс Уотсон дискуссия Дмитрий Кончаловский Дмитрий Медведев Дождь Дуэт для солиста Евгений Онегин Европа ЖЗЛ журнал земля Ингмар Бергман Индустрия кино интервью интернет Ирина Купченко Ирина Прохорова История Аси Клячиной История от первого лица Казань Калифорния Калуга КиноСоюз Китай Клинтон коммерция консерватория Константин Эрнст конфликт Кончаловский коррупция Кремль крестьяне крестьянское сознание Кристофер Пламмер критика Кулинарная Студия Julia Vysotskaya культура Ла Скала Лев зимой Лев Толстой лекция Ленин Леонид Млечин Ли Куан Ю Лондон Людмила Гурченко Макс фон Сюдов мальчик и голубь менталитет Микеланджело Михаил Андронов Михаил Прохоров Монстр музыка мэр народ национальное кино национальный герой Неаполь нетерпимость Ника Никита Михалков Николина Гора новое время образование Одиссей Олимпиада опера памятник Первый учитель Петр I Петр Первый Пиковая дама Питер Брук Познер политические дебаты Последнее воскресение правительство православие президент премия премия Ника премьера произведения искусства Пугачева радио Рай РВИО религия ретроспектива Рига Рим Роберт Макки Родина Роман Абрамович Романс о влюбленных Россия Россия 1 РПЦ русская служба BBC русские русский народ Самойлова Санкт-Петербург Сапсан Сахалин свобода Сезанн семья семья Михалковых Сергей Магнитский Сергей Михалков Сергей Собянин Сибириада Сильвестр Сталлоне Сингапур смертная казнь социальная ответственность спектакль спорт средневековое сознание Средневековье СССР Сталин сценарий сценарист Сцены из супрежеской жизни США Таджикистан Таллинн Танго и Кэш ТАСС творческая встреча театр театр им. Моссовета театр Моссовета телевидение телеканал терпимость к инакомыслию Тимур Бекмамбетов Третьяковская галерея Три сестры Тряпицын Украина Укрощение строптивой улицы усадьбы фашизм феодализм фестиваль фонд Петра Кончаловского футбол цензура церковь цивилизация Чайка человеческие ценности Чехов Чечня Шекспир Ширли Маклейн широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эхо Эхо Москвы юбилей ювенальная юстиция Юлия Высоцкая Юрий Лужков Юрий Нагибин