Eng
Интервью

Реакционный глянец

24 августа 2007 г., «Российская газета»

Тема: семья

К юбилею Андрея Кончаловского - известному режиссеру исполнилось 70 лет - центральные телеканалы подготовились основательно.

Первый канал показал документальный фильм «Личная жизнь Андрея Кончаловского», «Россия» - «Считаю себя подающим надежды. Андрей Кончаловский». Канал «Культура» отметил вклад мастера в театральную жизнь лентой «Андрей Кончаловский и сцена», кроме того, порадовал зрителей ретроспективой фильмов режиссера.

Сам Кончаловский не раз обращался к телевидению. В конце 90-х снял телефильм «Одиссея», а в прошлом году поставил уникальный цикл для телеканала «Культура» - «Культура - это судьба». Однако не только телеработы заставили много говорить о Кончаловском в эти дни. Сам режиссер встретил юбилей, буквально разрываясь между премьерами и презентациями собственных работ.

- День рождения я отмечаю практически в самолете, - признался он на премьере своего нового фильма «Глянец» в кинотеатре «Пушкинский», - одну картину снимаю, другую - представляю, книжка выходит... Считаю, что это лучший способ праздновать.

Как раз по поводу настоящих и новых работ корреспондент «РГ» задал Андрею Сергеевичу несколько вопросов.

Российская газета: На что будет похож мюзикл «Щелкунчик», который вы сейчас снимаете в Будапеште? Он будет напоминать классический балет, рок-оперу (ведь автор текста песен - Тим Райс) или же голливудский блокбастер, вроде «Одиссеи»?

Андрей Кончаловский: Фильм не будет напоминать ни то, ни другое, ни третье. Он будет похож на знаменитый фильм «Мэри Поппинс» с Джули Эндрюс или на «Звуки музыки», на классическую сказку для детей и взрослых. Тим Райс - талант, он может делать и оперу «Иисус Христос – суперзвезда» и «Короля-льва», он сразу почувствовал, что здесь есть материал для произведения, которое может жить долго, на что и я надеюсь.

- Только что был представлен ваш новый фильм «Глянец». Чем вы объясняете такой интерес к жизни богатых и модных со стороны людей, к этому миру не принадлежащих? Чем, на ваш взгляд, отличается ваше видение гламурного общества от того, что есть в текстах Оксаны Робски, Сергея Минаева и других?

- Мое отношение к «глянцу» скорее всего можно сравнить с отношением писателя Виктора Пелевина. Я дружен с ним и в определенном смысле нахожусь под его влиянием: это большой художник, поэт с горьким романтизмом. Глянец - это колоссальная индустрия создания ложных образцов и стандартов. Мода - это стандарт, который не должен стоять на месте, а поскольку он меняется, значит, предыдущий был ложным. Мы живем в мире постоянно меняющихся стандартов, это и есть глянец.

- Обратимся к вашему документальному фильму «Культура -это судьба». По времени выход фильма на телеканале «Культура» совпал с выходом программы «Апокриф» Виктора Ерофеева, посвященной «клиповому сознанию». Фильм напоминает тот самый диск с информацией о Земле и землянах, который был отправлен в космос в надежде, что его перехватят инопланетяне. Неужели он создан тоже для инопланетян?

- В названии фильма заложено то, что я имел в виду. Мы часто игнорируем значение культуры в развитии общества, мы совершаем ошибку, принимая человека за универсальное явление. Нет универсального человека, есть человек - киргиз, казах, француз, эстонец, русский, китаец... В этом заключена ошибка марксистов и либералов, которые стремятся к универсальности своих категорий. Я имел в виду, что именно культура определяет политику страны, а не политика определяет культуру.

- Идеи о культуре и государстве нашли свое отражение и в новой книге Кончаловского «На трибуне реакционера», написанной в соавторстве с политологом Владимиром Пастуховым. «Цену жизни нельзя назначить указом правительства, так же как нельзя приказать людям быть хорошими. Об этом свидетельствует история человечества», - цитата из книги.

Отвечая на вопрос корреспондента «РГ», является ли его новое издание неким итогом его рассуждений о судьбах России и человечества, Андрей Кончаловский заметил, что надеется на то, что книга не последняя и вызовет такой резонанс, что авторов вызовут на политическую дуэль.

Фильмы Андрея Кончаловского

«Мальчик и голубь», 1963

«Первый учитель», 1965

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», 1967

«Дворянское гнездо», 1969

«Дядя Ваня», 1970

«Романс о влюбленных», 1974

«Сибириада», 1978

«Сломанное вишневое деревце», 1982

«Возлюбленные Марии», 1985

«Поезд-беглец», 1985

«Стыдливые люди», 1985

«Дуэт для солиста», 1986

«Танго и Кэш», 1989

«Гомер и Эдди», 1990

«Ближний круг», 1992

«Курочка Ряба», 1994

«Одиссея», 1997

«Дом дураков», 2002

«Лев зимой», 2003

«Глянец», 2007

мнение

Что сказал Кончаловский

Галина Брынцева

Виктор Дружинин, доктор философии, профессор:

Не без интереса прочитал в вашей газете интервью с Андреем Кончаловским, приуроченное к его 70-летию («Реакционный «Глянец» - «РГ-Неделя» N185 от 24.08.2007 г.).

Я, естественно, присоединяюсь к поздравлениям юбиляра - уважаемого Андрея Сергеевича. Считаю его фильм «Одиссея» одной из лучших современных экранизаций великого Гомера (если не лучшей). Но есть в вашей публикации два момента, с которыми не могу согласиться. Хотя, возможно, мои замечания следует отнести не к словам самого Кончаловского, дававшего интервью вашей газете, а к корреспонденту-автору этой публикации, либо к редактору, готовившему ее к печати. Ибо понятно, что существует контекст разговора, из которого интервьюер может выбрать те или иные цитаты (удачные или не очень). Приведу одну из таких: «Кончаловский: ...Нет универсального человека, есть человек - киргиз, казах, француз...

В этом заключена ошибка марксистов и либералов, которые стремятся к универсальности своих категорий. Я имел в виду, что именно культура определяет политику страны, а не политика определяет культуру». Две позиции в этой цитате, на мой взгляд, требуют более детального обсуждения.

Первая - относительно «... ошибки марксистов и либералов...». Действительно, понятие «человек» употребляется многими авторами (не только представителями упомянутых направлений) универсально, когда нет особой необходимости подчеркивать этнические корни (когда имеется в виду человек как представитель живого мира, в отличие от других живых существ). Но проблема этногенеза чрезвычайно сложна, и наверняка А. Кончаловскому было, что сказать на эту тему, - и, возможно, он и сказал, но внятно это в интервью не прозвучало. Хотя, рискну предположить, что именно об этом было бы интересно услышать читателям. Но мысль мэтра оказалась обедненной, прозвучала трюизмом.

Вторая позиция - относительно слов «культура определяет политику страны, а не политика определяет культуру». Ну, во-первых, сие звучит слишком категорично и однонаправленно, - очевидно, что взаимосвязь между этими явлениями существует в обоих направлениях. А, во-вторых, общеизвестно, что существуют сотни различных определений культуры, - какое из них Кончаловский имеет в виду, осталось неясно. Жаль!

Александр Бородянский Андрей Тарковский искусство BBC кино кинематограф классическая музыка композитор демократия Дмитрий Быков документальный фильм Единая Россия выборы творческий вечер Евгений Миронов художественный фильм Фильм Глянец Hello история Голливуд Дом дураков индивидуальная ответственность Италия знание Meduza деньги Москва музыкант дворяне Оскар личная ответственность Петр Кончаловский пианист политика проект Сноб Pussy Riot ответственность Поезд-беглец Сергей Рахманинов общество государство Святослав Рихтер Дядя Ваня деревня Владимир Путин Владимир Софроницкий Запад женщины Ёрник авангард Азербайджан АиФ Александр Домогаров Алексей Навальный Америка Анатолий Чубайс Андрей Звягинцев Андрей Зубов Андрей Смирнов Анна Политковская анонимная ответственность Антон Павлович Чехов Антон Чехов Арт-Парк Белая сирень Белая Студия Ближний круг Болотная площадь Большая опера Борис Березовский Борис Ельцин Брейвик Бремя власти буржуазия Быков Венецианский кинофестиваль Венеция вера Вечерний Ургант видео Виктор Ерофеев Владас Багдонас Владимир Ашкенази Владимир Меньшов Владимир Соловьев власть Возвращение Возлюбленные Марии Война и мир воровство воспоминания Вторая мировая война гастарбайтеры гастроли Гейдар Алиев Грех Дарья Златопольская Дворянское гнездо демографический кризис Джеймс Уотсон дискуссия Дмитрий Кончаловский Дмитрий Медведев Дождь Дуэт для солиста Евгений Онегин Европа журнал земля Ингмар Бергман Индустрия кино интервью интернет Ирина Купченко Ирина Прохорова История Аси Клячиной Казань Калифорния Калуга КиноСоюз Китай Клинтон коммерция консерватория Константин Эрнст конфликт Кончаловский коррупция Кремль крестьяне крестьянское сознание Кристофер Пламмер критика Кулинарная Студия Julia Vysotskaya культура Ла Скала Лев зимой Лев Толстой лекция Ленин Леонид Млечин Ли Куан Ю Лондон Людмила Гурченко Макс фон Сюдов мальчик и голубь менталитет Микеланджело Михаил Андронов Михаил Прохоров Монстр музыка мэр народ национальное кино национальный герой Неаполь нетерпимость Ника Никита Михалков Николина Гора новое время образование Одиссей Олимпиада опера памятник Первый учитель Петр I Петр Первый Пиковая дама Питер Брук политические дебаты Последнее воскресение правительство православие президент премия премия Ника премьера произведения искусства Пугачева радио Рай РВИО религия ретроспектива Рига Роберт Макки Родина Роман Абрамович Романс о влюбленных Россия Россия 1 РПЦ русская служба BBC русские русский народ Самойлова Санкт-Петербург Сапсан Сахалин свобода Сезанн семья семья Михалковых Сергей Магнитский Сергей Михалков Сергей Собянин Сибириада Сильвестр Сталлоне Сингапур смертная казнь социальная ответственность спектакль спорт средневековое сознание Средневековье СССР Сталин сценарий сценарист Сцены из супрежеской жизни США Таджикистан Танго и Кэш ТАСС творческая встреча театр театр Моссовета телевидение телеканал терпимость к инакомыслию Тимур Бекмамбетов Три сестры Тряпицын Украина Укрощение строптивой улицы усадьбы фашизм феодализм фестиваль фонд Петра Кончаловского футбол цензура церковь цивилизация Чайка человеческие ценности Чехов Чечня Шекспир Ширли Маклейн Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эхо Эхо Москвы юбилей ювенальная юстиция Юлия Высоцкая Юрий Лужков Юрий Нагибин