Eng
Интервью

Кончаловский: настоящее искусство недоступно любителям кинокомиксов

25 ноября 2019 г., https://ee.sputniknews.ru/culture/20191125/18564960/Konchalovskiy-nastoyaschee-iskusstvo-nedostupno-lyubitelyam-kinokomiksov.html

О своем новом фильме "Грех", агрессии американской киноиндустрии и задаче компьютерной графики в кинофильмах поделился мнением в своем интервью во время пребывания в столице Эстонии известный кинодеятель из России Андрей Кончаловский.

ТАЛЛИНН, 25 ноя — Sputnik, Денис Пастухов. Известный советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, общественный деятель Андрей Кончаловский, много своих кинокартин снявший за границей (в том числе в США) прибыл в столицу Эстонии на кинофестиваль "Тёмные ночи" (PÖFF).

На PÖFF во вторник, 26 ноября, Кончаловский получит престижную премию за выдающийся вклад в кинематограф, а также представит свой новый кинофильм "Грех". Этот российско-итальянский фильм рассказывает об испытаниях на творческом пути художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.
Андрей Кончаловский за день до вручения ему премии встретился в ресторане одного из таллиннских отелей с представителями эстонских СМИ. Пообщался с корифеем мирового кино и корреспондент Sputnik Эстония. Кончаловский, которому в этом году исполнилось 82 года, выглядит бодро, а в Эстонию приехал не впервые.
"В Эстонии я никогда не жил, но всегда люблю сюда приезжать. Кстати, даже в советское время мы приезжали сюда как за границу. Сейчас Эстония, разумеется, тоже заграница. Эстония и раньше была страной западной, хотя находится в паре тысяч километров к востоку от Албании. Албания же — страна далеко не западная, хотя находится в центре Европы", — сказал режиссёр о своеобразных географических парадоксах.

Затем беседа пошла о новом фильме "Грех". Кончаловский рассказал, что пытался воссоздать на экране реалистичность эпохи Возрождения. Так, ему очень дорого мнение искусствоведа Форчеллино, специалиста по Микеланджело, который в восторге от картины и везде ее популяризирует.

По мнению Форчеллино, "Грех" первой из кинокартин разрушил миф костюмированного бала, который был создан телесериалами "Борджиа" и тому подобными.
Тогда была нормальная жизнь, но она была другая, потому что гигиена была другая, не было канализации, много чего не было. Зато был чистый воздух и не было генетически модифицированных продуктов. Транспорт был — ослы да лошади.
"Каждая эпоха имеет свой запах. Я ясно представляю себе эпоху Возрождения, хотя знаю реальность процентов на 10. Но в отличие от многих других режиссеров понимаю, что жизнь в те времена была далека от костюмированного бала. Закончилась вместе с фильмом "Грех" и идеализация гениев. Ощущение правды, конечно, важно, но недостаточно. Можно иметь правдивую фактуру, но фальшивые характеры. Есть много критериев, оценивающих картину", — объяснил Андрей Кончаловский.


- Значит, главный герой (Микеланджело сыграл итальянец Альберто Тестоне — Ред.) тоже максимально приближен к реальности?


— Прежде всего, героя надо полюбить, а не рассказывать о том, какой он великий или какие муки и страдания испытывает. Моего героя зовут Микеланджело.

Надеюсь, теперь люди, которые думали, что Микеланджело — это духи (как конфеты "Моцарт") или черепашка из мультфильма, посмотрят на скульптуру, узнают, что она авторства Микеланджело, и скажут: "Я его знаю, хороший мужик!" Герой вырастает сам.


- Не было ли у вас желания перенести действие фильма "Грех" в современные реалии?


— Можно сделать фильм "Аленушка и братец Иванушка" или "Волк и семеро козлят", и это может быть очень современно. А можно снять, как, например, недавнего "Бориса Годунова", я этот фильм видел — Кремль, какие-то люди в костюмах ходят, но смотреть на это невозможно. Современность — это не прямые аллюзии, а современность в том, что нас волнует.


- В фильме "Грех" поражают воображение огромные куски мрамора, которые добывают для работ Микеланджело. Мрамор добывали по-настоящему ради съёмок фильма или же это компьютерная графика?

— Я бы не стал раскрывать точные подробности, так как задача компьютерной графики — сделать ее незаметной. К сожалению, сейчас много иных фильмов. Например, мой сын лет 10 назад, еще в совсем юном возрасте, скучал, будучи в Лондоне, и мы смотрели кинокартину — динозавры, монстры, всё летит в разные стороны. Я спросил — тебе понравилось? Он говорит: "Классная компьютерная графика".

Да, она становится всё более реалистичной, но мы в нее не всегда верим, так как это не жизнь, а некая иллюзия. Волнует же, как правило, жизнь. Я не думаю о компьютерной графике как о чем-то, что может усилить эффект. Моя задача при ее использовании — чтобы не было видно примет современности, если я делаю картину о другой эпохе. Это очень сложно.


- А какие еще сложности были при создании кинокартины "Грех"?


— Любую картину делать в принципе трудно — и плохую, и хорошую. Те же усилия, те же деньги, те же всё, а получается или хорошо, или плохо. При этом никто не знает вначале, как именно будет.


- А как оценили вашу картину на родине Микеланджело?


— Итальянцы, которые смотрели фильм и которых я видел, были взволнованы, даже плакали. Но отмечу, что это всё-таки картина для людей, которые читают.

Для современной молодежи, которая мало читает и воспитана кинокомиксами Marvel, всеми этими Batman, Superman, X-man, Ironman, им, думаю, будет скучновато, так как ничего не взрывается, ничего не летает. Однако картину я делаю не для того, чтобы их развлекать. Мне очень хочется посмотреть на тот мир изнутри самому, я первый зритель. И только затем я думаю, что как хорошо, чтобы фильм кому-нибудь еще понравился. И смотрю с волнением на тех людей, которым нравится. Пусть их будет мало, но они мои люди. А те, кому скучно, к ним я, честно говоря, испытываю чувство сострадания.

- Но, возможно, посмотрев ваш фильм, кто-то начнёт по-настоящему интересоваться творчеством эпохи Возрождения, а не просто узнает, кем был Микеланджело?

— Я не испытываю большого оптимизма на этот счет. Когда мы говорим о понятиях "массовое" и "элитарное", то я вспоминаю афоризм: узка дорога, ведущая наверх, и широка дорога, ведущая вниз. Всё, что требует движения и роста, требует усилия, всё, что не требует усилий, ведет вниз.

Сейчас рынок абсолютно превалирует над искусством. Зритель должен иметь свободу информации, но мощь американской киноиндустрии приводит к тому, что, к примеру, в итальянском городе два кинотеатра, и в обоих идут две главные американские картины, и только часов в 11 вечера — одна итальянская. Это агрессия, которая сделана под формулой свободы информации. Победу рынка над искусством заметил еще Солженицын во время своего визита в Америку. Классик американского кино Мартин Скорсезе, который говорил о Marvel как просто о развлечении и который начинал с шедевров свободного кино, снимал в последние годы сугубо коммерческие картины, перестал развивать свой язык. Тот же "Авиатор" — хороший фильм, но стопроцентно голливудский. Но понятно, художнику кушать надо.

- "Грех" — не коммерческая картина?

— Если вы хотите снимать дорогую картину в мире капитала, то вы должны вернуть деньги. Я снимал картину, финансируемую Алишером Усмановым, который заранее знал, что денег назад не получит. Если вы хотите снимать картину за свои деньги, то возьмите смартфон и снимите. Я, к примеру, могу снять картину таким способом и думаю, что она вполне может получиться хорошей.

- К слову, о гаджетах. Не чувствуете ли вы, что кино уходит в интернет?

— Поживём — увидим. Но интернет и телевидение — разные вещи. И эпоха интернета опасна. Чтобы человек был счастлив, он должен иметь желания, которые нужно удовлетворять. Чтобы иметь желания — нужно иметь дефицит. Полное изобилие, мгновенное удовлетворение любой потребности, включая информационную, ведет к деградации человечества.
Это самая главная опасность, о которой говорил Олдос Хаксли ("Человечество погибнет от удовольствий") или Умберто Эко ("Человечество погибнет, когда утеряет память").

Я, например, не помню номеров телефонов своих жены или друзей, но вспомню номер телефона своих родителей.
Или известная история про американскую домохозяйку, у которой сломался GPS и которая не нашла дорогу домой от супермаркета, хотя до дома было менее двух километров.
Меня немного пугают восторги многих людей, которые говорят о том, что симбиоз человека и искусственного интеллекта расширит возможности человека. Расширение возможностей позволяет использовать любое достижение как во имя добра, так и во имя зла. Второе получается успешнее.

 

Александр Бородянский Андрей Тарковский искусство BBC кино кинематограф классическая музыка композитор демократия Дмитрий Быков документальный фильм Единая Россия выборы творческий вечер Евгений Миронов художественный фильм Фильм Глянец Hello история Голливуд Дом дураков индивидуальная ответственность Италия знание Meduza деньги Москва музыкант дворяне Оскар личная ответственность Петр Кончаловский пианист политика проект Сноб Pussy Riot ответственность Поезд-беглец Сергей Рахманинов общество государство Святослав Рихтер Дядя Ваня деревня Владимир Путин Владимир Софроницкий Запад женщины Ёрник авангард Азербайджан АиФ Александр Домогаров Алексей Навальный Америка Анатолий Чубайс Андрей Звягинцев Андрей Зубов Андрей Смирнов Анна Политковская анонимная ответственность Антон Павлович Чехов Антон Чехов Арт-Парк Белая сирень Белая Студия Ближний круг Болотная площадь Большая опера Борис Березовский Борис Ельцин Брейвик Бремя власти буржуазия Быков Венецианский кинофестиваль Венеция вера Вечерний Ургант видео Виктор Ерофеев Владас Багдонас Владимир Ашкенази Владимир Меньшов Владимир Соловьев власть Возвращение Возлюбленные Марии Война и мир воровство воспоминания Вторая мировая война гастарбайтеры гастроли Гейдар Алиев Грех Дарья Златопольская Дворянское гнездо демографический кризис Джеймс Уотсон дискуссия Дмитрий Кончаловский Дмитрий Медведев Дождь Дуэт для солиста Евгений Онегин Европа журнал земля Ингмар Бергман Индустрия кино интервью интернет Ирина Купченко Ирина Прохорова История Аси Клячиной Казань Калифорния Калуга КиноСоюз Китай Клинтон коммерция консерватория Константин Эрнст конфликт Кончаловский коррупция Кремль крестьяне крестьянское сознание Кристофер Пламмер критика Кулинарная Студия Julia Vysotskaya культура Ла Скала Лев зимой Лев Толстой лекция Ленин Леонид Млечин Ли Куан Ю Лондон Людмила Гурченко Макс фон Сюдов мальчик и голубь менталитет Микеланджело Михаил Андронов Михаил Прохоров Монстр музыка мэр народ национальное кино национальный герой Неаполь нетерпимость Ника Никита Михалков Николина Гора новое время образование Одиссей Олимпиада опера памятник Первый учитель Петр I Петр Первый Пиковая дама Питер Брук Познер политические дебаты Последнее воскресение правительство православие президент премия премия Ника премьера произведения искусства Пугачева радио Рай РВИО религия ретроспектива Рига Рим Роберт Макки Родина Роман Абрамович Романс о влюбленных Россия Россия 1 РПЦ русская служба BBC русские русский народ Самойлова Санкт-Петербург Сапсан Сахалин свобода Сезанн семья семья Михалковых Сергей Магнитский Сергей Михалков Сергей Собянин Сибириада Сильвестр Сталлоне Сингапур смертная казнь социальная ответственность спектакль спорт средневековое сознание Средневековье СССР Сталин сценарий сценарист Сцены из супрежеской жизни США Таджикистан Таллинн Танго и Кэш ТАСС творческая встреча театр театр Моссовета телевидение телеканал терпимость к инакомыслию Тимур Бекмамбетов Три сестры Тряпицын Украина Укрощение строптивой улицы усадьбы фашизм феодализм фестиваль фонд Петра Кончаловского футбол цензура церковь цивилизация Чайка человеческие ценности Чехов Чечня Шекспир Ширли Маклейн Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эхо Эхо Москвы юбилей ювенальная юстиция Юлия Высоцкая Юрий Лужков Юрий Нагибин