Eng
Интервью

Кончаловский: мы все чему-то или кому-то служим

28 октября 2019 г., https://tass.ru/interviews/7050371

Обладатель двух "Серебряных львов" Венецианского кинофестиваля Андрей Кончаловский впервые показал свою российско-итальянскую картину "Грех" в Италии. Мировая премьера художественного фильма о нескольких годах из жизни итальянского скульптора Микеланджело (1475–1564) прошла 27 октября, в день закрытия четырнадцатого Римского кинофестиваля. Эту ленту уже видел президент России Владимир Путин во время визита премьер-министра Италии Джузеппе Конте в Москву в октябре прошлого года. Копию ленты глава российского государства преподнес Папе Римскому Франциску во время своего визита в июле. Российские зрители увидят фильм 14 ноября.

В интервью ТАСС Кончаловский рассказал о своей картине с Альберто Тестоне в главной роли, съемках нового фильма, свободе (или несвободе) художника и поделился размышлениями о премии "Оскар".

— Андрей Сергеевич, спасибо за фильм. Очень логичным выглядит первый показ вашего фильма про Микеланджело именно в Риме. Как получилось, что премьера прошла на Римском кинофестивале, специально подгадывали?

— Любой первый показ фильма, безусловно, не случаен. Всегда специально выбираешь место премьеры из всех возможных, доступных тебе вариантов. Венецианский фестиваль имел все шансы получить мою картину, но к Венеции фильм не был готов. И потом, три своих фильма подряд показывать на Венецианском кинофестивале — это как ставить на одно и то же число в рулетке. Когда Рим предложил показать фильм здесь — я согласился. Это символично — показать картину в городе, где Микеланджело жил. И страдал.

— Вы уже получили первые отклики от зрителей? Что говорят?

— Зрители еще не видели, видели только журналисты и критики. Вы — одни из первых зрителей. И плюс три-пять человек, которые имели отношение к фильму.

— Тем не менее итальянские журналисты уже размышляют о том, что ваша новая картина — это, по сути, продолжение "Андрея Рублева" Андрея Тарковского. И связь здесь очевидна, вы были соавтором сценария фильма Тарковского. Действительно ли "Грех" можно воспринимать как сиквел "Андрея Рублева"?

— Конечно. Это вышло подсознательно, но "Грех" — продолжение размышлений на темы "художник и жизнь", "художник и власть". Художник в принципе — это обслуга. Если говорить грубо. Когда я называю художника обслугой, это ни в коем случае не является унизительным. Конечно, у художника есть иллюзия свободы. Но любую работу отличает достоинство человека, который ее делает. Дворник может иметь гораздо больше достоинства, чем какой-нибудь министр. Вопрос в личности.

— Микеланджело всю жизнь работал по заказу государства. И Сикстинская капелла, и скульптура Давида — это шедевры, которые создавались именно по заказу.

— Да, конечно, по заказу. И под жесточайшей цензурой — и вкусовой, и религиозной.

— Но в фильме Микеланджело выглядит каким-то совсем уж зависимым человеком, он шагу не может ступить без денег покровителей, которые постоянно меняются. Вы специально сделали такой акцент?

— Микеланджело про это писал в своих письмах, там все это есть. Его письма и отцу, и Папе Римскому говорят о том, что он постоянно был в униженном положении.

— А как думаете, если бы Микеланджело жил сегодня — у него было бы такое же зависимое положение?

— Точно такое же было бы у него положение.

— Если шире — неужели сейчас художники так же дискомфортно себя чувствуют? Вы сами, например?

— А как же? А деньги где взять? Надо же реализовывать проекты. Микеланджело брал проекты, и я беру проекты. В фильме "Грех" 70% бюджета — это частные средства, также есть деньги Минкультуры РФ, была поддержка итальянцев.

— Бюджет фильма "Грех" озвучиваете или это тайна? Называют какие-то безумные суммы, что-то в районе $25 млн.

— Нет, около 15 млн.

— Долларов?

— Евро, я думаю. Это все очень дорогое удовольствие.

— Как раз хотела спросить про съемки. Понятно, что Италия — безумно красивая страна, но все-таки — каков в фильме процент компьютерной графики? Пейзажи в "Грехе" действительно завораживают...

— Вы хотите, чтобы я всем сказал про компьютерную графику? Да вы что?! Зачем же? Компьютерная графика сильна тогда, когда ее не видно.

— Просто говорят, что в Италии можно снимать, совсем не используя компьютерную графику...

— Это ошибка глубочайшая. Берега Тибра или улицы Флоренции тех времен где сейчас найдешь? Все застроено кафе и ресторанами. Это был сложный съемочный процесс. И каждый кадр приходилось отбирать как частицу пазла. И никто не должен догадаться, где есть компьютерная графика, где ее нет.

— Ваша картина — это не жизнеописание Микеланджело. Как мне показалось, ваша картина — о художнике эпохи Возрождения, не о гении, биографию которого и так все знают, а о человеке. Как считаете, какова целевая аудитория фильма? Явно же не студенты, которым можно было бы показывать картину в качестве учебного пособия?

— Даже не знаю. Думаю, и студентам тоже будет полезно посмотреть. Главные мои зрители — это люди, которые еще читают книги. А читают книги сейчас те, кому больше тридцати лет. 40-летние, 50-летние читают вовсю, собственно, люди этого возраста привыкли получать всю информацию именно из книг. Сегодняшние дети, сегодняшняя молодежь — они, конечно, другие. Тут дело не в количестве зрителей. Конечно, хочется, чтобы все ломились на твое кино. Этого не будет. Но я дорожу пришедшими добровольно.

— Понятно, что ваш фильм — не блокбастер, не экранизация комиксов. Перед прокатом "Рая" вы просили зрителей не приходить на фильм с попкорном. Сейчас будете повторять свою просьбу?

— Да, конечно. Но я же не могу запретить. Я могу только сказать: "Ребята, если хотите получить удовольствие — приходите без попкорна".

— Мы с вами уже обсуждали эту тему, но, может быть, вы изменили отношение... В 2016 году вы писали письмо в Российский оскаровский комитет с просьбой в принципе не рассматривать "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" при выдвижении картин от России. Если в 2020 году ваш фильм "Грех" выдвинут на "Оскар" — будете против?

— Я сейчас стал по-другому относиться к этой истории...

— Да? А что случилось?

— Возраст. Удовольствие рыболова заключается не в том, чтобы большую рыбу поймать. Это голодный человек ловит рыбу, чтобы поесть. А рыболов сидит, смотрит на поплавок, маленькую рыбку поймал, получил удовольствие. Удовольствие рыболова не связано с величиной рыбы. То же самое и с "Оскаром". Удочку закинули — да ради бога, пожалуйста.

— То есть протестовать уже не будете?

— Нет, нет (смеется).

— В целом отношение к самой премии "Оскар" у вас изменилось?

— Нет. Мне "Оскар" абсолютно не нужен. Он же кому интересен? Тем, кто думает, что эта премия откроет дорогу к карьере.

— А у вас она уже открыта...

— Да, но дело не в этом. Вот вспомните Роберто Бениньи. Замечательный артист, гениальный чтец Данте. Снял чудесную картину "Жизнь прекрасна", в 1998 году получил за нее "Оскар". И много денег тогда получил. А потом снял неудачную картину, и это стало для него ударом. Так что "Оскар" — это дорога к карьере. Но только в Голливуде. Но мне же в Голливуде фильмы не надо снимать...

— Да, вы снимаете в России, в Европе. Съемки вашего фильма "Дорогие товарищи" с Юлией Высоцкой про расстрел демонстрации в Новочеркасске 1962 года завершены?

— Заканчиваю монтаж. Надеюсь, в 2020 году фильм уже выйдет в прокат.

Беседовала Наталья Баринова

Александр Бородянский Андрей Тарковский искусство BBC кино кинематограф классическая музыка композитор демократия Дмитрий Быков документальный фильм Единая Россия выборы творческий вечер Евгений Миронов художественный фильм Фильм Глянец Hello история Голливуд Дом дураков индивидуальная ответственность Италия знание Meduza деньги Москва музыкант дворяне Оскар личная ответственность Петр Кончаловский пианист политика проект Сноб Pussy Riot ответственность Поезд-беглец Сергей Рахманинов общество государство Святослав Рихтер Дядя Ваня деревня Владимир Путин Владимир Софроницкий Запад женщины Ёрник авангард Азербайджан АиФ Александр Домогаров Алексей Навальный Америка Анатолий Чубайс Андрей Звягинцев Андрей Зубов Андрей Смирнов Анна Политковская анонимная ответственность Антон Павлович Чехов Антон Чехов Арт-Парк Белая сирень Белая Студия Ближний круг Болотная площадь Большая опера Борис Березовский Борис Ельцин Брейвик Бремя власти буржуазия Быков Венецианский кинофестиваль Венеция вера Вечерний Ургант видео Виктор Ерофеев Владас Багдонас Владимир Ашкенази Владимир Меньшов Владимир Соловьев власть Возвращение Возлюбленные Марии Война и мир воровство воспоминания Вторая мировая война гастарбайтеры гастроли Гейдар Алиев Грех Дарья Златопольская Дворянское гнездо демографический кризис Джеймс Уотсон дискуссия Дмитрий Кончаловский Дмитрий Медведев Дождь Дуэт для солиста Евгений Онегин Европа журнал земля Ингмар Бергман Индустрия кино интервью интернет Ирина Купченко Ирина Прохорова История Аси Клячиной Казань Калифорния Калуга КиноСоюз Китай Клинтон коммерция консерватория Константин Эрнст конфликт Кончаловский коррупция Кремль крестьяне крестьянское сознание Кристофер Пламмер критика Кулинарная Студия Julia Vysotskaya культура Ла Скала Лев зимой Лев Толстой лекция Ленин Леонид Млечин Ли Куан Ю Лондон Людмила Гурченко Макс фон Сюдов мальчик и голубь менталитет Микеланджело Михаил Андронов Михаил Прохоров Монстр музыка мэр народ национальное кино национальный герой Неаполь нетерпимость Ника Никита Михалков Николина Гора новое время образование Одиссей Олимпиада опера памятник Первый учитель Петр I Петр Первый Пиковая дама Питер Брук политические дебаты Последнее воскресение правительство православие президент премия премия Ника премьера произведения искусства Пугачева радио Рай РВИО религия ретроспектива Рига Рим Роберт Макки Родина Роман Абрамович Романс о влюбленных Россия Россия 1 РПЦ русская служба BBC русские русский народ Самойлова Санкт-Петербург Сапсан Сахалин свобода Сезанн семья семья Михалковых Сергей Магнитский Сергей Михалков Сергей Собянин Сибириада Сильвестр Сталлоне Сингапур смертная казнь социальная ответственность спектакль спорт средневековое сознание Средневековье СССР Сталин сценарий сценарист Сцены из супрежеской жизни США Таджикистан Танго и Кэш ТАСС творческая встреча театр театр Моссовета телевидение телеканал терпимость к инакомыслию Тимур Бекмамбетов Три сестры Тряпицын Украина Укрощение строптивой улицы усадьбы фашизм феодализм фестиваль фонд Петра Кончаловского футбол цензура церковь цивилизация Чайка человеческие ценности Чехов Чечня Шекспир Ширли Маклейн Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эхо Эхо Москвы юбилей ювенальная юстиция Юлия Высоцкая Юрий Лужков Юрий Нагибин