Eng
Интервью

Андрей Кончаловский: «Я переношу на экран жизнь Микеланджело»

14 августа 2017 г., La Repubblica, Рим

Двадцатого августа Андрей Кончаловский отметит свое восьмидесятилетие. Шляпа, надвинутая на глаза, сухощавая фигура, равнодушная к зною, — в карьере Монте Альтиссимо русский режиссер готовит площадку для съемок. Это будет фильм-видение, посвященный Микеланджело, который пятьсот лет назад в Серавецце нашел идеальный материал для своих работ. Андрей Кончаловский уже пятьдесят пять лет в кино, в прошлом году в Венеции получил Серебряного льва за картину «Рай» и еще одного в 2014 за «Белые ночи почтальона Тряпицына». «Мы заканчиваем осматривать натуру для съемок, — рассказывает режиссер, — а потом детально воссоздадим процесс добычи мрамора так, как это делали в эпоху Возрождения, без современных технических средств». Производство фильма совместное — Россия финансирует восемьдесят процентов бюджета, остальные двадцать дают продюсер Эльда Ферри и Rai Cinema. «Самая трудная часть, — вздыхает режиссер, — это искать финансирование. Мне повезло, что в России с таким энтузиазмом встретили мою идею. И я был поражен, с какими трудностями пришлось столкнуться, пытаясь заинтересовать итальянское министерство культуры». Съемки фильма начнутся 28 августа и пройдут в Карраре, Монтепульчано, Ареццо, Капрароле, Флоренции и Риме.

— Синьор Кончаловский, почему именно Микеланджело?

— Я люблю скульптуру, кроме того пятьдесят лет назад я работал над сценарием для фильма Тарковского «Андрей Рублев». Во мне всегда жила идея рассказать о художнике в контексте его времени. Искра вспыхнула, когда я читал сонет Микеланджело, написанный для Джованни Строцци:

Мне сладко спать, а пуще камнем быть,

Когда кругом позор и преступленье...

Эти два слова — предательство и стыд — возбудили во мне желание понять, почему Микеланджело настолько мрачно смотрел на свою эпоху. И началось мое «путешествие» — я хотел разобраться в политических интригах, в его жизни и в том мире, в который его окружал. Я не принадлежу к режиссерам, исповедующим кинематографический романтизм, меня больше увлекает дух времени. Где его нет, там нет и жизни. Поэтому я погрузился в фантастические ароматы, цвета, костюмы и нравы, чтобы воссоздать настоящую жизнь того жестокого и трудного времени.

— То есть это не будет биографический фильм в прямом смысле?

— Нет, мы отследим разные моменты жизни Микеланджело. Я специально назвал этот фильм «видение», чтобы привязать себя к этому литературному жанру, так популярному в то время. Самый выдающийся пример произведения, написанного в этом жанре, — «Божественная комедия» Данте, который не рассказывает реальную историю, а, вдохновленный видением, помещает еще живущих людей в ад. Да, его «Божественная комедия» — лучший образец, которому я следовал, думая о своем фильме, а сам Данте связан с Микеланджело.

— Какие испытания готовит вам этот фильм?

— Каждый фильм — это испытание, вызов. Каждый раз ищешь невидимое за видимым. Для меня это был естественный выбор — после «Рая» я наконец-то почувствовал, что готов. Но если оставить лирику в стороне, то, как я уже говорил вам, вызов не только финансовый, но и этический. Я хочу напомнить миру значительность фигуры Микеланджело. Я хочу напомнить это современной молодежи, у которой короткая память. Как писал Умберто Эко, сегодня никто ничего не хочет помнить, потому, что все есть в интернете.

— Фильм будет сниматься на итальянском.

— Да. Я хочу передать мое восприятие итальянской культуры и не могу это сделать, иначе, как на вашем языке. Было бы нелепо, если бы Микеланджело говорил на английском. В наши дни кто-то вроде Чарлтона Хестона уже не подошел бы.

— Альберто Тестоне будет играть Микеланджело, Умберто Орсини — маркиза Маласпина, Массимо де Франкович — папу Юлия II.

— Да. Профессиональных актеров будет немного, в фильме будут сниматься по большей части люди с улицы. Половина исполнителей — жители Каррары, у них фантастические лица и сильные натуры. Каррарцы уже более двух тысяч лет живут в горах, ни с кем не смешиваясь, и добывают мрамор. Они один из первых примеров пролетариата, это социум, который сам является классом. Не будем забывать, что анархо-синдикализм родился здесь и что именно здесь партизаны с огромным мужеством сражались против фашистов и нацистов. Эти места хранят историю борьбы за независимость, и тут живут люди с потрясающими лицами. И потом, для меня огромное удовольствие работать не с актерами, а с людьми, которые в реальной жизни работают с мрамором, — каменотесами, мраморщиками...

— История самого Микеланджело и история создания Пьеты — это история борьбы.

— Без борьбы нет искусства. Для меня творения Микеланджело — образец произведений искусства, которые создавались в условиях несвободы. Сегодня только и говорят о том, как важна свобода выражения в искусстве. А я утверждаю, что это не так. Большая часть шедевров была создана под цензурой. Микеланджело никогда не работал свободно, его всегда контролировали меценаты, Папа, государство. Свобода не создает шедевров.

— Ваша связь с Италией имеет давнюю историю.

— Я русский, и для нас ваша страна была всегда воплощением рая. Из-за климата, из-за вашей способности быть счастливыми, из-за того, что вы, как и мы, русские, ставите эмоциональное выше рационального. Но моя любовь к Италии — это еще и любовь художника. Пятьдесят лет назад я снимал эпизоды для «Подсолнухов» Де Сики. В 1962 году я привез свою короткометражку на фестиваль в Венеции и ее пришли посмотреть ваши великие мастера: Пазолини, Антониони, Росселини. Когда ты молодой, то простодушно самоуверен. Сегодня я не знаю, смог бы я вынести такие сильные эмоции от подобной встречи.

— Как изменилась Италия за последние пятьдесят лет?

— Самое сильное воспоминание о вашей стране связано с семидесятыми, когда было ощущение идеального общества и воплощенного социализма. Когда всем казалось, что общество может жить в мире, и ваша культура переживала бурный расцвет. Сегодня европейская культура выдохлась. В ваших городах я вижу много американских фильмов. А глобализация, как говорят англичане, это не моя чашка чая!

Источник: La Repubblica

 

Александр Бородянский Андрей Тарковский искусство BBC кино кинематограф классическая музыка композитор демократия Дмитрий Быков документальный фильм Единая Россия выборы творческий вечер Евгений Миронов художественный фильм Фильм Глянец Harpers_Bazaar Hello история Голливуд Дом дураков индивидуальная ответственность Италия знание Meduza деньги Москва музыкант дворяне Оскар личная ответственность Петр Кончаловский пианист политика проект Сноб Pussy Riot ответственность Поезд-беглец Сергей Рахманинов общество государство Святослав Рихтер Дядя Ваня деревня Владимир Путин Владимир Софроницкий Запад женщины Ёрник авангард Азербайджан АиФ Александр Домогаров Алексей Навальный Альберто Тестоне Америка Анатолий Чубайс Андрей Звягинцев Андрей Зубов Андрей Смирнов Анна Политковская анонимная ответственность Антон Павлович Чехов Антон Чехов Арт-Парк Белая сирень Белая Студия Ближний круг Болотная площадь Большая опера Борис Березовский Борис Ельцин Брейвик Бремя власти буржуазия Быков Венецианский кинофестиваль Венеция вера Вечерний Ургант видео Виктор Ерофеев Владас Багдонас Владимир Ашкенази Владимир Меньшов Владимир Соловьев власть Возвращение Возлюбленные Марии Война и мир воровство воспоминания Вторая мировая война выставка гастарбайтеры гастроли Гейдар Алиев Грех Дарья Златопольская Дворянское гнездо демографический кризис Джеймс Уотсон дискуссия Дмитрий Кончаловский Дмитрий Медведев Дождь Дуэт для солиста Евгений Онегин Европа ЖЗЛ журнал земля Ингмар Бергман Индустрия кино интервью интернет Ирина Купченко Ирина Прохорова История Аси Клячиной История от первого лица Казань Калифорния Калуга КиноСоюз Китай Клинтон коммерция консерватория Константин Эрнст конфликт Кончаловский коррупция Кремль крестьяне крестьянское сознание Кристофер Пламмер критика Кулинарная Студия Julia Vysotskaya культура Ла Скала Лев зимой Лев Толстой лекция Ленин Леонид Млечин Ли Куан Ю Лондон Людмила Гурченко Макс фон Сюдов мальчик и голубь менталитет Микеланджело Михаил Андронов Михаил Прохоров Монстр музыка мэр народ национальное кино национальный герой Неаполь нетерпимость Ника Никита Михалков Николина Гора новое время образование Одиссей Олимпиада опера памятник Первый учитель Петр I Петр Первый Пиковая дама Питер Брук Познер политические дебаты Последнее воскресение правительство православие президент премия премия Ника премьера произведения искусства Пугачева радио Рай РВИО религия ретроспектива Рига Рим Роберт Макки Родина Роман Абрамович Романс о влюбленных Россия Россия 1 РПЦ русская служба BBC русские русский народ Самойлова Санкт-Петербург Сапсан Сахалин свобода Сезанн семья семья Михалковых Сергей Магнитский Сергей Михалков Сергей Собянин Сибириада Сильвестр Сталлоне Сингапур смертная казнь социальная ответственность спектакль спорт средневековое сознание Средневековье СССР Сталин сценарий сценарист Сцены из супрежеской жизни США Таджикистан Таллинн Танго и Кэш ТАСС творческая встреча театр театр им. Моссовета театр Моссовета телевидение телеканал терпимость к инакомыслию Тимур Бекмамбетов Третьяковская галерея Три сестры Тряпицын Украина Укрощение строптивой улицы усадьбы фашизм феодализм фестиваль фонд Петра Кончаловского футбол цензура церковь цивилизация Чайка человеческие ценности Чехов Чечня Шекспир Ширли Маклейн широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эхо Эхо Москвы юбилей ювенальная юстиция Юлия Высоцкая Юрий Лужков Юрий Нагибин