Андрей Кончаловский: Люди в нашей стране не хотят быть гражданами
В рамках праздничных событий, посвященных юбилею режиссера, состоялась творческая встреча с маэстро. Андрей Кончаловский рассказал о современном положении русской культуры, о своем понимании истории страны, о воспитании и гражданском самосознании.
Андрей Кончаловский отказывался говорить о своих дальнейших творческих планах. Его рассуждения сводились к размышлениям о прошлом или настоящем страны в контексте истории, культуры и современных проблем.
«Я убежден, что Россия делится на две нации. Одна нация – коренная Русь, московская Русь, единоверие, абсолютный центризм, противостояние закону. Другая нация возникла в России с Петром, ее целью было завоевание Европы, стремление учиться у нее. Таким образом, она породила ту культуру, которой мы сейчас гордимся, почти не задумываясь о происхождении. Мы гордимся Пушкиным, забывая, что он был рабовладельцем.
Потом появилась не классовая борьба, а расовая.... Население нашей огромной страны не любит и не хочет сомневаться. Люди хотят, чтобы все было так, как есть, хотят, чтобы их оставили в покое. А почему? Потому что они не понимают, что могут сделать и как повлиять на ход событий. Ведь свободу не дают. Свободу берут. Если человек не берет свободу, то ему никто ее никогда не даст. В России еще не родилось то поколение, которое поймет, что оно может и хочет влиять на правительство и власть, которому это будет, по крайне мере, интересно» - рассказывает режиссер.
Размышляя о возрастном ограничении на просмотр фильмов, Андрей Кончаловский согласился с тем, что какие-то рамки всегда должны существовать, в полушутливой форме заметив: «Если на мои постановки придут дети, они будут спать». Однако, рассуждая об этом уже серьезнее, объяснил, что суть проблемы по возрастному ограничению, как и все мотивации для реформ образования, находятся гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
«Мне не кажется, что этот закон будет эффективен в силу того, что все зависит от родителей. Пока у нас нет поколения воспитанных родителей. Если их так и не будет, никакое образование не будет работать. На сегодняшний день у нас институт родителей фактически распался. Все образование должно быть направлено именно на воспитание нынешних детей, как будущих хороших родителей. Нужно воспитать людей, в первую очередь, с чувством ответственности. А пока, согласно опросу, 60 процентов стариков находятся в домах престарелых при живых детях», - говорит Кончаловский.
Для российской культуры режиссер делает довольно плачевные прогнозы, утверждая, что пока к ней не поменяется отношение, культура обречена на гибель. Это же касается и политического сознания людей в стране.
«Русская культура пытается стремиться к своей самобытности, но все же она целиком зависит от Европы. Та эрозия, которая происходит на западе, приходит сюда. Эту эрозию предвещал Солженицын, говоря о том, что западное искусство поглощается рынком. То, что сейчас происходит в искусстве, можно назвать утилитарностью. Надо сначала понять, что нужно строить. К этому мы еще не пришли.
Люди почему-то уверены, что если будут свободные выборы и к власти придет человек, который действительно этого заслуживает, то в стране люди перестанут пакостить, брать взятки, и начнется все самое хорошее. Это социальная ошибка! Люди в нашей стране не хотят быть гражданами. Делать сейчас упор на реформы образования – это причесывать больного. Болеет человек, а его причесывают, одеяла ему красивые меняют, за внешним видом следят. А он болен! Ему кровь надо менять!» - считает Андрей Кончаловский.