Eng

Король Лир

Год 2004
Страна Польша
Театры
«Na Woli», 2004, Варшава
Творческая группа
Режиссер: Андрей Кончаловский
Художник-постановщик: Гразиано Грегори
Художник по костюмам: Карла Тети
Композитор: Тадеуш Чехак
Хореография: Олег Глушков
Актеры: Даниэль Ольбрыхский, Сезарий Пазура, Беата Фудалей, Агнешка Гроховска, Магдалена Схейбал, Мария Северин, Михал Брейтневалд, Томас Дедер, Лукаш Гарлицки, Борис Язницки, Цезари Новак, Павел Новиш, Рафал Ольбрыхски, Цезари Пазура, Петр Жимышкевич, Пшемыслав Садовски, Ежи Схейбал, Ян К. Счигел, Дариуш Внук и Мачей Войдыла
Продолжительность 180 мин.

Король Британии Лир решает отречься от престола и разделить страну между тремя дочерьми, но не поровну, а по степени любви дочерей к отцу. Старшие дочери (Гонерилья и Регана) лицемерно признаются отцу в любви и обожании, но младшая дочь Корделия прямо и честно говорит отцу:

«Я вас люблю, Как долг велит, - не больше и не меньше...». Разгневанный Лир отрекается от дочери и лишает её наследства, деля королевство между старшими дочерьми. Получив наследство, Гонерилья и Регана унижают отца, принуждая его отказаться от последнего знака его былого величия - личной свиты. У Лира наступает горькое прозрение. Он понимает, что лишён не только власти, но и любви Гонерильи и Реганы. Проклиная старших дочерей, Лир в отчаянии удаляется в голую степь вместе с верным ему шутом. В степи происходит преображение Лира - он начинает думать не только о себе, но и о простых обездоленных бродягах, подобно ему страдающих от непогоды. Гонерилья и Регана приказывают схватить Лира и Корделию и заточить в тюрьму. Но тюрьма не страшит Лира - ведь с ним Корделия, которую он понял и оценил по-настоящему только сейчас. Но у старика Лира отнимают его последнюю радость - общение с Корделией. Когда Лир узнаёт, о том, что Корделия повешена, то он не в силах поверить в её смерть. Лир несёт дочь на руках и надеется, что она ещё жива. Когда же Лир понимает, что Корделия мертва, он умирает, не в силах перенести свалившихся на него страданий. Неблагодарные дочери Лира также погибают: Регана отравлена Гонерильей, Гонерилья закалывает себя.

Пресса

«Сочетание «Кончаловский – Ольбрыхски» - творческий союз, благословленный свыше. Ольбрыхски в последние четыре десятилетия был эталоном в польском кинематографе и театре. Он работал с Анджеем Вайдой, Ежи Хоффманом и множеством других ведущих режиссеров мира. Лир - его четвертая главная роль в шекспировских пьесах, до этого были Гамлет (1970), Отелло (1981) и Макбет (1985). В Лире Ольбрыхского есть недосказанность и затаенная мощь. Он непредсказуем в своих настроениях, порой оскорбительно груб. Актерская интонация лишена всякой театральности, и порой артист устремляет взгляд в темноту зала и бормочет, словно беседует с кем-то из публики наедине. С самого начала он выглядит как человек, который из последних сил сопротивляется жизненной усталости. Возможно, поделив королевство между дочерьми, он сможет освободиться от груза ответственности. А возможно, и нет. Но в нем не бурлят страсти, скорее, он обычная личность, избранная судьбой, для того чтобы пройти через бедствия и бесконечные унижения, сводящие человека до состояния голой дрожащей твари. Вокруг него Кончаловский выстроил мир, который постепенно выходит из-под контроля. Одним из самых поразительных аспектов этой постановки является то, что каждая биография, каждый день жизни всех героев выписаны до мельчайших деталей. Кончаловский выстраивает мир, в котором эти люди живут так, будто каждый из них мог бы стать адекватным, дееспособным членом общества, если бы не их незатейливые маленькие пороки. Это «Если бы» переворачивает все вверх дном».

«Российская газета», 15.03.2006
Скачать пресс-кит

«Театр для кинематографиста – испытание на прочность. В театре главенствует литература. На сцене режиссеру спрятаться не за кого – он голый. И артист там голый. В кино многое можно спасти монтажом, что-то вырезать, что-то переозвучить: кто вспомнит, что там написано! А на сцене попробуй перемонтируй!...»

«Работать в театре – ни с чем не сравнимое удовольствие. Кино – это производство, для творчества там немного места. Ты пришел на площадку и должен снимать. А значит, должен заранее знать ответы на все вопросы. Импровизировать некогда. Театральная же репетиция – это непрерывный поиск – поиск формы, поиск содержания, поиск средств выразительности..»

«Критики иногда пишут, что в моих постановках видно, что ставил кинорежиссер. Мне смешно это читать. Я – театральный режиссер, когда ставлю в театре. Я - оперный режиссер, когда ставлю оперу. И я – кинорежиссер, когда ставлю фильм. Но смешивать одно с другим, никогда себе не позволяю.

Планов много – и в кино, и в театре, и в опере. Есть сценарии, которые уже написаны и еще только пишутся, есть пьесы, которые я мечтаю поставить...»

«Из последних важных для меня работ - «Король Лир», спектакль, который я поставил в Польше с Даниэлем Ольбрыхским. Это мое первое обращение к Шекспиру, и работа принесла мне огромное удовольствие».