Eng

Чайка. Театр им. Моссовета

Роли

  • Ирина Николаевна Аркадина по мужу Треплева: Ирина Розанова
  • Константин Гаврилович Треплев, сын Аркадиной, молодой человек : Алексей Гришин
  • Петр Николаевич Сорин, брат Аркадиной: Анатолий Адоскин
  • Нина Михайловна Заречная, дочь богатого помещика : Юлия Высоцкая
  • Илья Афанасьевич Шамраев, управляющий у Сорина : Владимир Горюшин
  • Полина Андреевна, жена Шамраева: Ольга Анохина
  • Маша, дочь Шамраева: Ольга Милоянина
  • Борис Александрович Тригорин, беллетрист : Алексей Серебряков
  • Евгений Сергеевич Дорн, врач : Евгений Стеблов и Александр Яцко
  • Семен Семенович Медведенко, учитель : Юрий Черкасов и Андрей Межулис
Год 2004
Страна Россия
Театры
Театр им. Моссовета, 2004, Москва
Творческая группа
Режиссер: Андрей Кончаловский
Художник-постановщик: Эцио Фриджерио
Сценограф: Любовь Скорина
Автор пьесы: Антон Чехов
Продолжительность 180 мин.

Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина, который после отставки проживает там с сыном своей сестры Константином Гавриловичем Треплевым. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, — актриса, гостит в его имении вместе со своим любовником, Борисом Алексеевичем Тригориным — беллетристом. Сам Константин Треплев также пытается писать. Собравшиеся в имении готовятся смотреть пьесу, поставленную Треплевым. Играть в ней единственную роль должна Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатых помещиков, в которую Константин влюблен. Среди ожидающих спектакль также Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина; его жена — Полина Андреевна и дочь Маша; Евгений Сергеевич Дорн, доктор; Семен Семенович Медведенко, учитель. В этом небольшом обществе – свои тайные страсти и привязанности. Медведенко безответно влюблен в Машу, но та не отвечает ему взаимностью, потому что любит Константина Треплева. Нина Заречная влюблена в Тригорина, восхищается богемной жизнью, которую ведет он и Ирина Аркадина, желает жить также.

Во время спектакля в усадьбе Сорина Заречная читает текст в духе декадентской литературы, она мечтает стать актрисой, но здесь ее выступление слушают без внимания. Только Треплев поглощен игрой актрисы. А Маша следит за реакцией Треплева.

Через несколько дней Нина снова приезжает в имение Сорина, ходит по саду и удивляется тому, что жизнь знаменитых актеров и писателей точно такая же, как жизнь обыкновенных людей. Треплев приносит ей убитую чайку и сравнивает эту птицу с собой. Он хочет объясниться, но, увидев показавшегося Тригорина, быстро уходит. Нина и Тригорин остаются вдвоем. Нина восхищается тем миром, в котором живут Тригорин и Аркадина. Тригорин же рисует свою жизнь как мучительное существование. Увидев убитую Треплевым чайку, Тригорин записывает в книжечку новый сюжет для небольшого рассказа о девушке, похожей на чайку: «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил её».

Именно такую судьбу выберет для себя Нина Заречная, связав ее с Тригориным, сбежав с ним из дома. Судьба других героев пьесы Маши, Треплева и Медведенко также не будет счастливой.

Пресса

«Чайка Кончаловского красива, как Заречная Юлии Высоцкой. Эксцентрична, как влюбленный чудак Константин Гаврилыч, коему Алексей Гришин придал сходство с несчастным кузнечиком и всклокоченным головоластиком . Взбалмошна, как молодящаяся Аркадина Ирины Розановой. Спешите на эту непоседливую Чайку, разыгранную точно по тексту и духу классической основы и при том свежо и увлекательно».

www.peterout.ru

«От стаи гомонящих на московской сцене "Чаек" новая, поставленная Андреем Кончаловским для фестиваля "Черешневый лес" отличается - крайне выгодно - резкостью черт и подвижностью. Эта "Чайка" полна гротеска и единственная из дюжины мне известных сполна оправдывает данное Антоном Чеховым определение "комедия". Это самая нескучная, моторная "Чайка" цепляет и физической, и эмоциональной лабильностью - переходы от смешных истерик к реальным слезам, от позерства к нормальным человеческим реакциям здесь как нигде органичны. Она красива, как Заречная Юлии Высоцкой, лучшая из всех существующих сегодня Нин Заречных. Эксцентрична, как влюбленный чудак Константин Гаврилыч, коему Алексей Гришин придал сходство с несчастным кузнечиком и всклокоченным "головоластиком". Взбалмошна, как молодящаяся Аркадина Ирины Розановой. Гедонистична, словно Тригорин в поджаром исполнении Алексея Серебрякова. Словом, если вы не просиживает в театре шесть вечеров в неделю, чураетесь экстремистских выходок, но и безликость "традиционных" трактовок вам тоже претит, спешите на эту непоседливую "Чайку", разыгранную точно по тексту и духу классической основы и при том свежо и увлекательно».

2004 г., Вадим Рутковский

«Мастерство Кончаловского заключается в том, что он умеет создать безупречную игру между сказанными словами и душевным состоянием героев».

Кармело Альберти

«Чехов в интерпретации Кончаловского намеренно легок, без налета задумчивой грусти, почти балаганен со своей чехардой неразделенных любовных страстей. Эта возбужденная жестикуляция, игривая лихорадочная суетливость, заражает всех исполнителей…»

Джанни Мандзелла
Кончаловский о спектакле

«Спектакль «Чайка» - совместный проект Государственного академического театра имени Моссовета и Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес»». «У меня была одна задача: я пытался сделать пьесу, которая бы волновала. Дело в том, что можно сделать очень современно по форме, а волновать не будет… Я думаю, что Чехов интуитивно угадал, что амбиции для людей важнее, чем истина» *** «Надо нести свой крест и верить»,- говорит Нина. Приятие жизни, как она ни тяжела. Это нести крест. Возвышающий обман может облегчить тяжесть креста. Это верить. Крест – тяжесть, обман – легкость. Реальность тяжела. Не всем дано её вынести…»

Из книги А. С. Кончаловского , «Возвышающий обман», 1999
Скачать пресс-кит

«Театр для кинематографиста – испытание на прочность. В театре главенствует литература. На сцене режиссеру спрятаться не за кого – он голый. И артист там голый. В кино многое можно спасти монтажом, что-то вырезать, что-то переозвучить: кто вспомнит, что там написано! А на сцене попробуй перемонтируй!...»

«Чеховские герои, как правило, думают о себе лучше, чем они есть на самом деле. Поэтому его пьесы и называются комедии. Комедия заключается в том, что человек ведет себя несоответственно тому, чем он является. Треплев, дядя Ваня, Иванов – это наглые, самонадеянные, самовлюбленные и несчастные люди – но это вовсе не значит, что они неприятные».

«Я знаю, что лучший момент для артиста – когда он абсолютно не знает, что он делает на сцене и забывает, что перед ним зрительный зал, что этот текст не его. Есть артисты, которые эту способность в себе развивают. Но нельзя забыться, ничего не зная – сначала нужно научиться «ходить по проволоке». Когда вы смотрите на игрока высочайшего класса, вы поражаетесь отрешенности и абсолютному покою в его взгляде. А с концом игры он возвращается в сознание. Я советую вам хоть раз пережить такой момент».

«В театре нет производства и люди по-другому относятся к своему делу. Актеры, да и все остальные, работают в театре не за деньги. Они, конечно, получают зарплату, но деньги зарабатывают в других местах. Например, актеры работают на телевидении, снимаются. Я тоже работаю не для того, чтобы заработать, потому что в театре вряд ли заработаю на то, чтобы прокормить всех моих детей. Я зарабатываю в других местах, а репетирую в театре, потому что это позволяет на какое-то время прикоснуться к поискам истины».