Чайка. Театр «Одеон», Париж
Роли
- Борис Александрович Тригорин, беллетрист :
- Ирина Николаевна Аркадина по мужу Треплева:
- Константин Гаврилович Треплев, сын Аркадиной, молодой человек : Жан-Филипп Экоффе
- Петр Николаевич Сорин, брат Аркадиной: Пьер Виаль
- Нина Михайловна Заречная, дочь богатого помещика :
- Илья Афанасьевич Шамраев, управляющий у Сорина : Альбер Делпи
- Полина Андреевна, жена Шамраева : Розе Тьери
- Маша, дочь Шамраева: Кристин Мурильо
- Евгений Сергеевич Дорн, врач: Жан Буиз
- Семен Семенович Медведенко, учитель : Мишель Паран
Год |
1987 |
Страна |
Франция |
Театры |
Театр «Одеон», Париж, 1987, по пьесе А.П. Чехова «Чайка»
|
Творческая группа |
Режиссер: Андрей Кончаловский
Художник-постановщик:
Художник по костюмам:
Художник по свету:
Автор пьесы: Антон Чехов
|
Продолжительность |
180 мин. |
Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина, который после отставки проживает там с сыном своей сестры Константином Гавриловичем Треплевым. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, — актриса, гостит в его имении вместе со своим любовником, Борисом Алексеевичем Тригориным — беллетристом. Сам Константин Треплев также пытается писать. Собравшиеся в имении готовятся смотреть пьесу, поставленную Треплевым. Играть в ней единственную роль должна Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатых помещиков, в которую Константин влюблен. Среди ожидающих спектакль также Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина; его жена — Полина Андреевна и дочь Маша; Евгений Сергеевич Дорн, доктор; Семен Семенович Медведенко, учитель. В этом небольшом обществе – свои тайные страсти и привязанности. Медведенко безответно влюблен в Машу, но та не отвечает ему взаимностью, потому что любит Константина Треплева. Нина Заречная влюблена в Тригорина, восхищается богемной жизнью, которую ведет он и Ирина Аркадина, желает жить также.
Во время спектакля в усадьбе Сорина Заречная читает текст в духе декадентской литературы, она мечтает стать актрисой, но здесь ее выступление слушают без внимания. Только Треплев поглощен игрой актрисы. А Маша следит за реакцией Треплева.
Через несколько дней Нина снова приезжает в имение Сорина, ходит по саду и удивляется тому, что жизнь знаменитых актеров и писателей точно такая же, как жизнь обыкновенных людей. Треплев приносит ей убитую чайку и сравнивает эту птицу с собой. Он хочет объясниться, но, увидев показавшегося Тригорина, быстро уходит. Нина и Тригорин остаются вдвоем. Нина восхищается тем миром, в котором живут Тригорин и Аркадина. Тригорин же рисует свою жизнь как мучительное существование. Увидев убитую Треплевым чайку, Тригорин записывает в книжечку новый сюжет для небольшого рассказа о девушке, похожей на чайку: «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил её».
Именно такую судьбу выберет для себя Нина Заречная, связав ее с Тригориным, сбежав с ним из дома. Судьба других героев пьесы Маши, Треплева и Медведенко также не будет счастливой.
Кончаловский о спектакле
«Когда ставишь на сцене Шекспира или Чехова, что бы ты ни придумывал, там уже кто-то был. Какую бы трактовку ни изобретал, первооткрывателем тебе не быть - нога человека туда уже ступала. Побывать в роли первооткрывателя практически невозможно, но главное все же не это. Главное - найти душу спектакля… Ставя «Чайку», я понимал, что к финалу зритель должен думать о том, что будет происходить после того, как опустится занавес. В финале у Чехова – гигантское многоточие. Окончен спектакль, зритель уходит, думая: «Боже! Как жить дальше?» Пьеса не завершена – оборвана. Вырвана из контекста театра и перенесена в контекст жизни». Из книги А. С. Кончаловского , «Возвышающий обман», 1999
«Питер Брук позвонил после премьеры и сказал: «Это первый Чехов, которого я за последние пятнадцать лет видел». Услышать это от человека, перед которым искренне преклоняюсь, было для меня огромным счастьем». Из книги А.С. Кончаловского «Низкие истины», 2001
|
«Театр для кинематографиста – испытание на прочность. В театре главенствует литература. На сцене режиссеру спрятаться не за кого – он голый. И артист там голый. В кино многое можно спасти монтажом, что-то вырезать, что-то переозвучить: кто вспомнит, что там написано! А на сцене попробуй перемонтируй!...»
«Чеховские герои, как правило, думают о себе лучше, чем они есть на самом деле. Поэтому его пьесы и называются комедии. Комедия заключается в том, что человек ведет себя несоответственно тому, чем он является. Треплев, дядя Ваня, Иванов – это наглые, самонадеянные, самовлюбленные и несчастные люди – но это вовсе не значит, что они неприятные».
«В театре нет производства и люди по-другому относятся к своему делу. Актеры, да и все остальные, работают в театре не за деньги. Они, конечно, получают зарплату, но деньги зарабатывают в других местах. Например, актеры работают на телевидении, снимаются. Я тоже работаю не для того, чтобы заработать, потому что в театре вряд ли заработаю на то, чтобы прокормить всех моих детей. Я зарабатываю в других местах, а репетирую в театре, потому что это позволяет на какое-то время прикоснуться к поискам истины».
|