Война и мир
Роли
- Андрей Болконский:
- Наташа Ростова:
- Пьер Безухов:
- фельдмаршал Кутузов: Сергей Алексашкин
- Наполеон: Валерий Алексеев
- Платон Каратаев: Андрей Беличков
Год |
2000 |
Страна |
Россия |
Театры |
Мариинский театр, 2005, Санкт-Петербург
Театр им. Моссовета, 2004, Нью-Йорк
|
Творческая группа |
Режиссер: Андрей Кончаловский
Художник-постановщик: Георгий Цыпин
Дирижер: Валерий Гергиев
Художник по свету: Джеймс Инглс
Хормейстеры: Леонид Тепляков и Сергей Иньков
Хореография:
|
Продолжительность |
235 мин. |
Опера в 2-х действиях. Музыка Сергея Прокофьева. По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
Действие происходит в России с 1809 по 1812 год, в трагический период войны России с армией Наполеона Бонапарта. В основе сюжета оперы - история любви юной графини Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского. Несмотря на взаимную привязанность и помолвку, им не суждено стать мужем и женой. Андрей Болконский уходит на войну и возвращается смертельно раненным. Его невесте остается лишь проводить любимого в последний путь. Трагическая история любви происходит на фоне не менее трагических военных действий – пожар Москвы, большие потери русской армии... Но героизм, преданность Отчизне и сила духа русских людей приводит их к победе над французскими захватчиками.
Пресса
«Война и мир» - эпическая опера, поставленная в Мариинке с голливудским размахом: более 200 человек заняты на сцене, в общей сложности к спектаклю было сшито около 1 000 костюмов, сложнейшие декорации спектакля весят более 60 тонн». http://saint-petersburg.ru
«Возвращение спектакля Андрона Кончаловского «Война и мир», имевшего в свое время широкий резонанс у публики, можно считать одним из ярких событий сезона. После длительного перерыва эта внушительная постановка нисколько не утратила своей яркой образности. В 2000-м именно в партии Наташи Ростовой впервые завоевала международный успех Анна Нетребко. Американская пресса нарекла ее тогда «русской Одри Хепберн». С тех пора эта опера была показана на прославленных сценах мира, как в миланской Ла Скала и лондонском Ковент-Гарден, так и в нью-йоркской Метрополитен Опера». http://www.valery-gergiev.ru
Backstage
Дирижер Валерий Гергиев о постановке: «Очень здорово, что вернули эту работу здесь дома уже на сцену Мариинского театра. Я думаю, что этот спектакль с гораздо большей легкостью по техническим ресурсам нового театра, который мы сейчас строим, должен переезжать туда. Очень сложно в условиях старого театра собирать этот спектакль; это громадный, неподъемный почти спектакль. Но музыка Прокофьева обязательно должна звучать, сегодня мы открыли целый прокофьевский абонемент, который, как мне кажется, должен вызывать и уважение, и интерес, и встречи с любимыми артистами. ... Это - патриотический спектакль у Прокофьева, он же писался в годы Второй мировой войны. Поэтому нельзя было не думать о событиях, оставлять Москву, писать оперу, когда Москва едва ли не была захвачена немцами. Это как раз то время, когда Прокофьев писал оперу, и я думаю, что особый какой-то и искренний прилив патриотизма сделал эту оперу не только еще более громоздким, огромным, мощным сочинением, но и в какой-то степени усложнил сценическую судьбу этого произведения. Почти никогда не удается услышать оперу в тех огромных размерах, параметрах, в которых она издана в партитуре, это почти невозможно...»
Кончаловский об опере
«Соединить XIX век с современной музыкой непросто. Вдобавок эта опера написана по роману гигантскому, написана как киносценарий: эпизоды меняются друг за другом так быстро, что статическая оперная традиция затянула бы эту оперу на лишних два часа. Мне нужно было создать текучесть действия, его трансформацию из одной декорации в другую, происходящую на глазах у зрителей и незаметную для него. Эта текучесть сцен требует очень больших усилий режиссера и художника-постановщика. Нужно было создать архитектуру пространства. Земля и небо - вот два пространства, две сферы, первичных для человека. Они и существуют в моей постановке этой оперы как ее идея».
|
«Режиссеру нужно искать необходимый баланс между музыкой и действием. Оперу нельзя перегружать действием. А для того, чтобы создать пластическое зрелище, есть множество выразительных средств и помимо движения актеров, мизансцен».
«Критики иногда пишут, что в моих постановках видно, что ставил кинорежиссер. Мне смешно это читать. Я – театральный режиссер, когда ставлю в театре. Я - оперный режиссер, когда ставлю оперу. И я – кинорежиссер, когда ставлю фильм. Но смешивать одно с другим, никогда себе не позволяю.
Планов много – и в кино, и в театре, и в опере. Есть сценарии, которые уже написаны и еще только пишутся, есть пьесы, которые я мечтаю поставить...»
|