В туринском Teatro Regio прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в постановке знаменитого российского режиссера Андрея Кончаловского. По информации агентства РИА Новости, в прошлом Кончаловский неоднократно занимался режиссурой оперных постановок, включая произведения Петра Чайковского, Сергея Прокофьева и Джузеппе Верди, однако Мусоргского он будет ставить впервые. Этот композитор был выбран по рекомендации сотрудников театра в Турине. «В Италии считается, что русские оперы должен ставить русский режиссер. Я с этим не согласен, но таково отношение театра к данному вопросу. Я не обращаюсь к театрам по собственной инициативе, напротив, я получают от них предложения и, изучив их, решаю, интересен для меня этот проект или нет», - говорит режиссер. По словам Кончаловского, музыка Мусоргского не создавала каких-либо трудностей, однако жанр оперы по себе весьма сложен для постановки. Ведь «Борис Годунов» является эпической оперой — серьезным философским произведением. Кончаловский также заявил, что намерен продолжать свою работу в области оперных постановок и короткометражных фильмов, поскольку ему нравится творить в разных жанрах. За дирижерским пультом выступит Джанандреа Нозеда, а две главные партии исполнят болгарин Орлин Анастасов и солист Большого театра Владимир Маторин. Оркестр и хор Teatro Regio обеспечат музыкальное сопровождение.
«Кончаловский смог стать одним из самых внимательных и чутких свидетелей жизни необъятной земли — Руси, которую мы называем Россией».
«Кончаловский раскрывает драму властвования, обреченность и одиночество тирана, жестокость мира, в котором не существует единогласия. Он раскрывает проблему множественности власти в отношении народа и трагедию таких правителей. Спектакль имел громкий успех у публики, поверившей представлению и сопереживавшей ему».
«Представление оперы «Борис Годунов» в эти дни настраивает на положительный лад. Ее можно назвать спектаклем процветающего театра. Поистине захватывающе».
«Единогласное одобрение радушной публики Regio, являющейся отражением чуткого и открытого общества. Футбольная терминология не всегда бывает уместной, но… если говорить о состоявшемся на этой неделе пышном открытии сезона постановкой оперы Мусоргского «Борис Годунов», отличающейся великолепием и выдающейся работой большого коллектива, то можно с полным правом заявить: забит решающий гол!»
«Борис Годунов» — бесконечный шедевр. Он остается «живым материалом», его «бесконечность» продолжается. Андрей Кончаловский - великий русский режиссер (кино, театра и оперы) имеет достаточно представления о том, какой должна быть постановка этой народной драмы, как понимал ее Пушкин». Эту впечатляющую постановку «Бориса Годунова»… публика встречала аплодисментами после каждой сцены и грандиозными финальными овациями. Вклад Кончаловского, настоящего театрального мастера, сразу виден в постановке сценического движения действующих лиц и первой картины, а также в игре света в сцене венчания царя на престол…»
«Эта история о царе Борисе, убийце и деспоте, …перенесенная в трагедию, зачаровывает… и при ближайшем рассмотрении оказывается, что русская история заслуживает куда более пристального внимания».
«Поистине впечатляющее открытие сезона, несущее в себе множество отсылок к русской культуре».
«Постановка Андрея Кончаловского: она бесподобна. Это открытие для театральной публики».
«Успех… Получилось грандиозное описание российской истории второй половины XVI века… Сто двадцать артистов на сцене, среди которых хоровые певцы, эпизодические исполнители и солисты».
Режиссура российского кинематографиста Андрея Кончаловского, характеризующаяся простыми линиями и хорошим освещением, позволяет выделить роль вокалистов и хора. Реалистичные костюмы и присутствие икон, а также некоторые специальные эффекты, как, например, внезапное падение трона, дополняют картину намного лучше, чем использование каких бы то ни было декораций из папье-маше.
Постановка Кончаловского привлекает ясным распределением поведения певцов и массовки, что чрезвычайно важно. Прекрасная работа со светом позволяет насладиться великолепными костюмами, созданными в стиле своего времени.
Режиссер-постановщик оперы кинематографист Андрей Кончаловский, который является также и автором сценографии и освещения, не стал перегружать сцену деталями и отчетливо показал персонажей оперы во всей неприглядности их пороков и подлости.
C помощью подвижных наклонных платформ режиссеру-постановщику оперы Андрею Кончаловскому удалось не только воссоздать различные пространства, начиная от Кремлевского дворца до монастыря, но и показать моменты наивысшего психологического напряжения, такие как сцена распятия на кресте или символическое обрушение трона главного героя.