Eng

Сибириада / Sibiriada

Год 1978
Страна СССР
Награды
Гран-при жюри МКФ в Каннах, 1979 г.
Специальный приз МКФ в Хьюстоне, 1982 г.
Творческая группа
Режиссер: Андрей Кончаловский
Художники-постановщики: Александр Адабашьян и Николай Двигубский
Композитор: Эдуард Артемьев
Монтаж: Валентина Кулагина
Авторы сценария: Андрей Кончаловский и Валентин Ежов
Оператор-постановщик: Леван Пааташвили
Актеры: Елена Коренева, Владимир Самойлов, Людмила Гурченко, Виталий Соломин, Наталья Андрейченко, Никита Михалков, Михаил Кононов, Павел Кадочников, Игорь Охлупин, Евгений Леонов-Гладышев, Константин Григорьев, Иван Дмитриев и Евгений Перов
Жанр историческая эпопея
Продолжительность 199 мин.
Производство

Киностудия «Мосфильм».

Картина восстановлена при поддержке ПАО «Газпром».

IMDb

В сибирской глухомани в деревне Елань живут две семьи, издавна враждующие друг с другом: «кулаки» Соломины и «бедняки» Устюжанины. Судьба все время сталкивает их вместе в ненависти и в любви. Но одно объединяет всех – общая земля. Родина, в которой, как говорит один из главных героев, «хорошего, конечно, мало! Но лучше её все равно не найти!». «Сибириада» включает четыре фильма. Первый фильм повествует о первых годах 20-го века, второй переводит зрителя в 1930-е и 1940-е годы, в третьем и четвертом фильмах действие происходит в 1960-х годах.

Пресса

«Подобно Довженко, Кончаловский владеет даром соединять особо русское чувство святости родной земли с движущей силой революции».

«Тайм», 1978 г.

«Сибириада» - самим названием авторы подчеркивают, что они предлагают зрителям поэтический кинороман о времени, о людях, о месте человека в истории, о великих преобразованиях, которые вершатся на просторах нашей родины. Четыре серии фильма охватывают огромный отрезок времени – от начала века до наших дней. Рассказ о пробуждении к новой жизни затерянной в глухой сибирской тайге деревушки Елани становится повествованием о судьбах нескольких поколений двух семей - Соломиных и Устюжаниных. Зрителей, безусловно, привлечет участие в фильме известных советских актеров, а также выразительные работы молодых исполнителей».

«Советский экран», № 1, 1980 г.

«Сибириада» привлекает не столько «гомеровским» размахом, сколько своей пронизывающей мелодраматичностью и визуальной эффектностью – это своего рода славянский вариант «Унесенных ветром», снятый под мистическим влиянием русского кинопровидца Андрея Тарковского, с которым Кончаловскому довелось работать в соавторстве над несколькими сценариями. Американскому зрителю картина может напомнить фильм «Богач, бедняк»: «Сибириада» повествует о поколенческом конфликте двух семей, чуть ли не единственных жителей захолустной Елани – деревушки, затерянной на холме между речными берегами и непроглядными глубинами нетронутой тайги...»

«Нью-Йорк Таймс»,1978 г., Дэйв Кехра
Backstage
История создания фильма

Летом 1974 года Андрею Кончаловскому предложили снять фильм к съезду партии – о нефтяниках Сибири. Идея заинтересовала. Понимал, что берется за что-то очень трудное: материал неподатлив – чистый гранит, но это-то и увлекало! Вместе с драматургом Валентином Ежовым начали искать идею будущего фильма. По ходу работы все дальше уходили от собственно темы нефти. Выходили на иной пласт размышлений – о человеке и среде, породившей его. Нефть ведь не самоцель. Она лишь средство сделать жизнь на земле лучше. Именно в этот период Андрей Кончаловский открыл для себя работы Александра Чижевского, ученого, который писал о неразрывности человека и космоса. Постепенно стало понятно, что картина получится об истории века, которая поместится в истории одной деревни. В «Сибириаде» нет плохих героев. Все хорошие. Нет палачей и жертв. Все жертвы. С этой точки зрения картина стала не только не «госзаказовской», соцреалистической, но изначально чуждой официальной идеологии. Самому себе этой картиной Кончаловский доказал, что нет скучных историй, все может быть предметом искусства. Режиссерская профессия – искусство интерпретации. Зрители приняли «Сибириаду» очень хорошо. В Томске, где снимались многие сцены, просмотр проходил во Дворце спорта, в зале на 15 000 человек, пять часов подряд с коротким перерывом. Пятнадцатитысячный зал в напряженной тишине следил за экраном. Слышно было, как у кого-то упал номерок, когда Спиридон убивал Кольку Устюжанина. Мертвая тишина. Волнующие мгновения. «Сибириада» стала для Андрея Кончаловского мостом в другой мир. В 1979 году фильм получил Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля. Кончаловский добился от властей разрешения на год уехать за границу…


Актриса Людмила Гурченко (исполнительница роли Таи) о работе над фильмом

Никто из режиссеров так не знает женской природы, как Андрей. Никто! Никто не умеет возбудить женщину, не будучи с ней близким. Дать ей крылья, чтобы она взлетела и почувствовала, что она ах! Ну, это ах! Это в Андрее Кончаловском есть. И больше, наверное, ни в ком. У меня любимая первая сцена в этом фильме. Это была первая сцена в советском кино, когда показан половой акт. Ну, акт показывать нельзя. И тогда сказал наш начальник Ермаш, что это вырежется. Андрей говорит, что я так сниму, что вы не вырежете! И он накрыл нас плащ-палаткой. Никита на локти встал. А потом уже когда нужно какое-то там движение мы сделали его под плащ-палаткой.


Актер Сергей Шакуров о работе над фильмом

Я не говорю про сегодняшний день, это вообще такую картину на сегодня поднять невозможно. Она по тем временам чудовищно тяжелая. Сценарий и вся эта тема сибирская с нефтью и так далее. С колоссальным количеством артистов, массовки!! И он с этим замечательно справился и работал очень легко. Да, как ни странно. Есть очень мучительные режиссеры, которые все вымучивают и себя в том числе. И с языком на боку потом заканчивается каждая съемка. А Андрей работал очень легко, весело, играл в футбол с нами в перерывах между съемками.

Кончаловский о фильме

«Миша Ромадин отказался быть художником-постановщиком «Сибириады», язвительно заметив, что не хочет делать кино про черную жижу. Очевидно, имелась в виду не только нефть, но соцреализм как таковой. Не он один думал, что картина о нефтяниках должна непременно быть официозом. Для меня же это была самая серьезная попытка проникнуть в метафизику человека и природы». *** «Я доволен этой картиной, хотя, на мой сегодняшний взгляд, она медлительна. Сейчас я многое бы делал иначе, но картиной этой горжусь потому хотя бы, что снять длинную картину сложнее, чем три коротких. Мне дороги в картине образные рифмы… Вечный дед, никогда не умирающий персонаж. Или звезда, на которую Афанасий рубит дорогу. Точно также рифмуются и убегания из села. Убегание ведет к смерти. Те, кто покинул село, погибают. Село в «Сибириаде» - архетип всей жизни». «Я знал, что кончу картину и уеду. Я не получил бы работу в Америке, если бы не эта картина. Помню, какой восторженной была реакция после просмотра в Голливуде у Ширли Мак-Лейн, Джона Войта, Уоррена Битти. Совсем недавно позвонил Арман Ассанте, снимавшийся у меня в «Одиссее». Он впервые увидел «Сибириаду», сказал, что плакал, когда смотрел. А картине уже двадцать лет».

Из книги А.С. Кончаловского «Возвышающий обман», 1999 г.

Мы благодарим ПАО «Газпром» за поддержку в восстановлении картины.

Скачать пресс-кит

«В Голливуде особо присматривали за режиссерами из соцстран: о них шла дурная слава. Действительно, мы были избалованы возможностью снимать, переснимать, перерасходовать смету, позволяли себе на съемочной площадке роскошь размышлять».

«Самое трудное, я думаю, говорить просто о сложном, понятно о непонятном. Пастернак имел полное право писать стихи, полные темного смысла. В его время это было естественно, нормально – во времена Пушкина такое было бы недопустимо, поэт должен был быть ясен. Но Пастернак, сам начинавший со стихов, очень неясных по смыслу, пришел в конце пути к великой простоте».

«Медленно, но неумолимо отодвигается в прошлое эпоха героической режиссуры – время, когда сама эта профессия была героической. Режиссер был первооткрывателем. От него ждали откровения. Сегодня в это трудно поверить, но на картины Антониони в Европе стояли очереди».

«Лишь постепенно, очень не сразу доходило до моего сознания, что дело в Голливуде решает не реальная цена вашей творческой личности, а принадлежность к номенклатуре – ваши связи, с кем вы общаетесь, играете в теннис, в гольф, соблюдаете ли принятые клубом правила. Вкратце они таковы: ни с кем никогда не ругайся; никого публично не критикуй; имей высоких покровителей; не выноси сор из избы; как бы неприглядна ни была изнанка того или иного происшествия в голливудском мире – о ней пусть знают лишь члены клуба».