Eng

Курочка Ряба / Ryaba My Chicken

Год 1994
Страна Россия/Франция
Награды
Приз МКФ в Тромсё
Номинация МКФ в Каннах, 1994 г.
Номинация МКФ в Карловых Варах, 1994
МКФ в Монреале, 1994 г.
МКФ в Ванкувере, 1994 г.
Номинация на приз «Ника», 1994 г.
Творческая группа
Режиссер: Андрей Кончаловский
Художники-постановщики: Леонид Платов и Андрей Платов
Композитор: Борис Базуров
Продюсер: Жаки Уакнин
Монтаж: Элен Гагарина
Авторы сценария: Андрей Кончаловский и Виктор Мережко
Оператор-постановщик: Евгений Гуслинский
Актеры: Любовь Соколова, Александр Сурин, Инна Чурикова, Виктор Михайлов, Геннадий Егорычев, Геннадий Назаров, Михаил Кислов, Татьяна Букамина, Евгений Шкаев и Лариса Кудряшова
Жанр комедия
Продолжительность 111 мин.
Производство

«Русская рулетка», «Parimedia» в сотрудничестве со студией «АРК-фильм»

IMDb

Это история про деревенскую бабу и ее курицу. Подвыпив, она с ней разговаривает. Курица иногда отвечает, иногда – нет. Зовут главную героиню – Ася Клячина (Инна Чурикова), что совсем не удивительно. «Курочка Ряба» - продолжение легендарного фильма Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной» 1968 года. Но если первая Ася – идеализированная, нежная, чудная, то вторая – сварливая баба в очках, с папиросой, слюняво пересчитывающая деньги. Да-да, ведь минуло больше 25 лет! По этой Асе танком прошла жизнь. Теперь она может за себя постоять в любой ситуации. Даже когда в её доме появляется курица с золотым яйцом и вся деревня из чувства зависти готова эту курицу раздавить.

Пресса

«В комедийном варианте Кончаловский описывает фабулу: "В настоящее время демократия принесла только хаос. Россия никогда не будет Швейцарией или Канадой. Опасаюсь, как бы ситуация не была близка к Латинской Америке: очень богатое привилегированное общество и очень бедные массы"».

Le journal du dimanche, 15.03.1994

«Кинорежиссер ищет понимания и пытается дать понять, почему русские отказались от Горбачева для того чтобы повернуться к ультра-националистам и ностальгирующим по коммунизму. Показанная им история выглядит еще убедительней, поскольку принимает форму сочной и вкусной комедии, приправленной чудесным образом игрой великой актрисы Инны Чуриковой».

CINEMA (47-й Каннский Фестиваль) , 15.05.1994

«Конечно, все это не очень оптимистично. Путем череды небольших событий, которые показывают упорство этих мужчин и женщин в том, чтобы самим руководить своей жизнью, Кончаловский множит смешные динамичные, случайные перипетии…»

Le Figaro, 16.05.1994

«Курочка Ряба», на мой взгляд, при всей своей рисковой лихости есть акт величайшего самосмирения Кончаловского-мыслителя, свободы, отчаянной и безоглядной, с которой сделана «Ася». Но теперь встал вопрос о естественных границах социальной свободы, когда русский человек, наконец-то предоставленный сам себе, покажет, на что еще он способен кроме куража и бессмысленной пляски на пепелище, в которой наш автор нынче, кажется, готов отыскать высший смысл».

«Общая газета», 1994 г., Андрей Шемякин
Backstage
История создания фильма.

Начало 90-х годов. В квартире Андрея Кончаловского раздается звонок: «Ты что?! Ты понимаешь, что ты пишешь о русском народе?! Это же издевательство!» Гнев актрисы Ии Саввиной был вызван новым сценарием, продолжением легендарного фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», где Саввина играла главную роль. Кончаловский предложил ей сыграть Асю еще раз в новом фильме и искренне удивился, что Саввина не приняла идеи картины. В результате героиню сыграла другая известная русская актриса – Инна Чурикова. Кончаловский шел к продолжению «Аси» несколько лет. Сначала, когда он еще жил в Америке, возник замысел сделать фильм о русской зависти в форме сюжета про курочку Рябу. Потом пришла идея поместить эту историю в знакомую среду, ту, где снимали «Асю». Почему бы и нет? – большинство из участников картины были еще живы. Действительно, когда Кончаловский приехал в Безводное, село, где снимали «Историю Аси Клячиной», оказалось, что до этого дня не дожили только двое – Прохор и дед Федор Михайлович. Остальные жители снова снимались в новом фильме. Во время съемок режиссер поймал себя на мысли, что снимает картину не с точки зрения Аси, а с точки зрения курицы: подсознательно ставит камеру на пол – на высоту куриной головы. И это не случайно. Курочка Ряба – центральный персонаж. Если бы не она, не было бы и золотого яйца. Из-за этого яйца и вскипают страсти. Снежным комом нарастает зависть. В России картину не приняли. Упрекали Кончаловского в том, что он снял антирусский фильм (ирония судьбы: когда – то «Историю Аси» упрекали в том, что это фильм «антисоветский»!). Премьера фильма прошла на телевидении с обсуждением в прямом эфире. Зрители говорили, что Кончаловский показал только отрицательные стороны жизни. Что в русской деревне так не пьют. Что люди не дикари. Упрекали Кончаловского в пессимизме. Но за словом «пессимизм» стоит неверие в человека. А Кончаловский часто подчеркивает: он в человека верит. И человеческий оптимизм – это не когда веришь, что все обстоит хорошо и дальше будет еще лучше. Оптимизм по Кончаловскому - это когда хорошо не будет никогда, но надо жить в этом и с этим. Нести свой крест. Найти в себе силы жить, зная, как мы далеки от совершенства. Однажды Андрею Кончаловскому позвонила знакомая: - Я тут дом купила в деревне. Живу там и каждый день вспоминаю твою «Курочку Рябу». - Приятно слышать. - Но я должна тебе признаться. Когда я посмотрела её в Париже, мне она так не понравилась. Я подумала: «Вот Кончаловский! В Америке живет, катается в «мерседесах». Потом приезжает в русскую деревню и снимает про то, чего не знает. А сейчас должна тебе сказать: всё так, как ты описал в «Курочке Рябе». И среди всего этого я живу. Сколько проживу – не знаю.


Актриса Инна Чурикова о работе над фильмом:

«Жизнь у этой женщины сейчас, в данную минуту, очень сложная. На нее надвигается новое время, от которого она растерялась. Раньше она как бы понимала жизнь и привыкла к ней. Она такой общественный активный человек, верующий в идеалы именно той жизни, в которой она жила. Эта растерянность и непонимание того, что идет на тебя, сегодня есть у многих людей в России. Моя героиня не верит новым русским. Да, так их называют: новым русским. Это не ее герои. Она не верит нынешним политикам. Ей кажется, что что-то самое главное, то, что она называет порядком и демократией, оно как раз было тогда, четверть века назад. Сегодня это всё разрушено. А сложности актерские состояли в том, что рядом со мной были настоящие, живые, талантливые, чудесные люди. Не актеры. Они живут в этой деревне, в которой жить сегодня очень трудно. Я это сама видела».


Автор сценария, Виктор Мережко о фильме:

«Мы с Андреем фантазировали: нашу чистую, неискушенную Асю завлекают в ряды и постепенно из робкой девочки формируется лидер, эдакая парттётя!.. Как же противоестественно шло развитие общества, если славная девчушка превратилась в чудовище!».

Кончаловский о фильме

«Мне казалось, что картина будет смешной. Ведь это комедия ситуаций, хоть комедия и драматическая. Поэтому отказ Саввиной сниматься у меня был слегка обескураживающим. Я смеялся. Я не мог понять, как это может быть. Или я чего-то в самом себе не понимаю? Я понял, что мое восприятие картины отличается от всех остальных, когда увидел лица людей, выходивших после показа в Канне. Была овация, но выходившие из зала люди говорили: «Боже мой! Как грустно! Какая страшная картина!» До сих пор не понимаю, почему она страшная. Не вижу в ней ничего катастрофического. Может быть, я уже привык к тому, что в моей стране происходит?»

Из книги А.С. Кончаловского «Возвышающий обман»

«Посоветовал отцу написать басню о русской зависти. Он на мои слова не откликнулся. Пришлось самому делать фильм об этом – «Курочку Рябу».

Из книги А. С. Кончаловского «Возвышающий обман», 1999 г.
Скачать пресс-кит

«Самое трудное, я думаю, говорить просто о сложном, понятно о непонятном. Пастернак имел полное право писать стихи, полные темного смысла. В его время это было естественно, нормально – во времена Пушкина такое было бы недопустимо, поэт должен был быть ясен. Но Пастернак, сам начинавший со стихов, очень неясных по смыслу, пришел в конце пути к великой простоте».

«Если у тебя нет времени сделать добро, значит у тебя нет времени стать хорошим человеком».

«Как американцу трудно себе представить, о чем говорил Ельцин со своими министрами и каким способом они между собой общаются, так и русскому режиссеру, даже уже пожившему какое-то время в Голливуде, трудно представить, что происходит за дверями больших кинокомпаний».

«Все мы воспитаны на этой сказке, несущей древнюю народную мудрость. Притча о курочке, воплощающей благополучие и богатство, говорит как раз о том, что не в богатстве дело, одного его мало – нужна гармония существования человека, целостность его мира».