Ближний круг
/ The Inner Circle
Год |
1991 |
Страна |
США/Россия |
Награды |
Приз МКФ в Берлине
|
Творческая группа |
Режиссер: Андрей Кончаловский
Авторы сценария: Андрей Кончаловский и
Художник-постановщик:
Композитор:
Продюсер:
Актеры: , , , , , , Ольга Анохина, , Федор Шаляпин мл., Бесс Мейер, Мария Виноградова, Виктор Уральский, Михаил Кононов, Мария Баранова, Евдокия Германова, Владимир Кулешов, Всеволод Ларионов, Александр Феклистов, Владимир Стеклов, Александр Пашутин, Сергей Арцибашев, Александр Сирин, Любовь Матюшина, Александр Гарин, Иван Теплов, Валентин Червяков, Виктор Тардян, Виктор Балабанов, Елена Борзунова, Ирина Лазарева, Вера Ехраимова и Илья Чанбуданов
|
Жанр |
драма |
Продолжительность |
131 мин. |
Производство |
Columbia Pictures при поддержке Киноконцерна «Мосфильм» |
|
IMDb
|
«Ближний круг» - это из терминологии «девятки», Девятого управления, охраны Кремля. К этому кругу принадлежали люди, входившие в непосредственный контакт со Сталиным, всего 29 человек. Главный герой фильма - киномеханик Иван. Он крутит кино для Сталина и его окружения. Дело свое старается делать хорошо: чтобы лента не рвалась, чтобы изображение было отчетливым. Сталина он видит вблизи, в интимном кругу, искренне почитает его, обожает, боготворит.
Это фильм не об ужасах сталинизма. Это история жизни человека, который готов отдать Сталину свою жизнь. Когда после самоубийства жены в обморочном сне Иван встречает Сталина, он не винит его в её гибели. Он лжет Сталину, что всё хорошо. Он не хочет расстроить своего любимого вождя. И в этой искренней наивности заключена трагедия – и героя, и всей русской нации.
Пресса
«Это часть нашей жизни, нашей памяти, нашей души... Чистое чудо кино: картина по почерку совершенно западная, а боль - наша.» «Московские новости», 1992 г., Лев Аннинский
«Ближний круг» - это яркий, броский, с профессиональным блеском выполненный муляж, муляж ситуаций, характеров, обстановки, бытовых реалий. Внешняя достоверность, материальность фактуры, подлинность деталей при отсутствии реального жизненного наполнения: как муляжные фрукты - совсем как настоящие, но есть нельзя. «Ближний круг» есть не что иное, как поздний образец социалистического реализма и в этом качестве естественно вписывается в панораму постсоветского кино, рвущегося переводить образы, темы, факты отечественной действительности на язык западного массового киноискусства. «Искусство кино», 1992 г., Виктор Божович
Backstage
История создания фильма. Как-то, еще в конце 60-х, один знакомый киномеханик, работавший в Госкино, неожиданно обронил: «Что мне министр, я у самого Сталина киномехаником был». От неожиданности Андрей Кончаловский сел на стул. И попросил рассказать киномеханика о своей юности, о том, как попал к Сталину, о впечатлениях, вынесенных за годы работы в Кремле. Конечно, тогда в 60-е и подумать было нельзя, чтобы поставить об этом картину. Но идея не отпускала. И только в годы перестройки, когда тема сталинизма стала доступной, режиссер вернулся к своему замыслу и сделал фильм об этой эпохе. Прототип главного героя, настоящего киномеханика Сталина, звали Александром Сергеевичем Ганьшиным. Он консультировал Кончаловского, увидел фильм готовым и даже съездил на фестиваль в Берлин на премьеру. Кончаловский долго раздумывал, кого пригласить на роль Сталина. Конечно, сначала предлагали грузинских актеров. Но вот однажды в кинохронике режиссер нашел поразивший его кадр: Сталин сидит в президиуме, вдруг его взгляд резко меняет направление. Глаза вмиг становятся рысьими. Он понимает, что кто-то к нему приближается, но еще не разбирает, кто. И тут к нему подходит женщина из Узбекистана, сборщик хлопка. Лицо Сталина снова мигом меняется, становится добрым, отеческим. Вот это хищное выражение, вмиг меняющееся на маску доброты, настолько впечатлило Кончаловского, что он решил найти актера с тем же рысьим взглядом. Пригласили Александра Збруева. Придумали сложный грим, чтобы добиться портретного сходства. Сам актер внешне мало был похож на Сталина. Но у него был тот самый «рысий» взгляд... Сделав «Ближний круг», от многих Кончаловский услышал, что опоздал с картиной – мол, «тема отработана». Но это наивное поверхностное утверждение! Сам Кончаловский считает, что со своей картиной вышел очень рано. Это фильм не о том, что пришлось пережить и испытать людям в сталинское время. Это фильм о причинах, это время породивших. Без «Ивановых», наивных честных людей, а таких в России миллионы, не было бы Сталина. «Иванизм» породил «сталинизм».
Актер Александр Збруев (исполнитель роли Сталина) о работе над фильмом: «Я могу рассказать один случай со съемок "Ближнего круга". Мы снимали в Кремле. Был обеденный перерыв. И я не мог обедать, потому что весь был заклеенный: парик, усы, немножко подкладывали вокруг шеи, чтобы шея была поплотнее и пошире. Я вышел во двор Кремля. И тут машина выезжает, такая политбюровская машина. А я хожу, что называется, в гриме Сталина. Немножко даже походочку эту делаю, там руку держу. И так вот машина проезжает мимо меня. Быстро, быстро, так… Потом разворачивается и медленно, медленно подъезжает к тому месту, где я нахожусь, открывается оттуда окно. Такой человек в форме говорит: "Здравствуйте, Иосиф Виссарионович". И машина уехала дальше. Я это не воспринял серьезно сначала. А потом я понял, что по всей вероятности, я шел в этот момент в обеденный перерыв, и сам себе наговаривал текст, и сам как бы репетировал то, что мне предлагал Андрей Кончаловский. В этой походке, в этом образе. И поверили. И знаете, когда я шел по Мосфильму, в гриме Сталина, у меня было ощущение, что люди немножко… смотрели. Вот чуть серьезнее, чуть как-то так вот, вот прошел Иосиф Виссарионович...»
Кончаловский о фильме
«В жизни любого тирана много моментов сенсационных, но я интересовался не ими. Хотелось понять: почему мог появиться Сталин? Кто дал ему такую безграничную власть? И Сталина, и членов Политбюро я показывал без тени сарказма или иронии, а так, как воспринимали их окружающие. Воспринимали же их либо с обожанием, либо с ужасом. Нельзя смеяться над Богом, но и над Сатаной смеяться трудно. Слишком все это серьезно». Из книги А.С. Кончаловского «Возвышающий обман»,1999 г.
«Героя «Ближнего круга» я впервые встретил в 1967 году, когда запрещали «Асю Клячину». Тогда я и мечтать не мог, что он станет героем моей картины».
|
«Если у тебя нет времени сделать добро, значит у тебя нет времени стать хорошим человеком».
«Принято говорить: телевидение – это крупные планы. Действительно, телеэкран требует пристального взгляда на человеческое лицо. В кинотеатре экран намного больше и видно на нем намного больше».
«Франсуа Мориак заметил, что ХХ век будет веком футбола, и ошибся на сто лет. Это сегодня время футбола, а не кино. Причина до омерзения проста - большие деньги там. Футбольная звезда получает намного больше кинозвезды. За футболиста платят сорок миллионов долларов - ни одна кинозвезда не идет по такой цене. Мне самому страшно, каким языком я выражаюсь. Представляю, как трудно бить по мячу с таким грузом ответственности».
«Большой художник всегда имеет нравственный идеал. Массовая культура не имеет высокого нравственного идеала. Как только она получит высокий нравственный идеал - это будет шедевр».
«Сегодня в кино ходят молодые люди, которые мало читают или, если читают, то в Интернете. Они привыкли к американскому кино, к быстрому действию, к фэнтези, к красивой картине. Покажи для них сейчас картины Антониони или Тарковского - они бы умерли от скуки. Если бы сегодня появился Феллини, он никому не был бы нужен. Потому что художник появляется тогда, когда его хотят слушать. Эта проблема не режиссеров».
|