Eng

Дуэт для солиста / Duet for One

Год 1986
Страна США/Великобритания
Награды
Номинация на премию «Золотой глобус -1987»
Творческая группа
Режиссер: Андрей Кончаловский
Продюсеры: Менахем Голан и Йорам Глобус
Авторы сценария: Андрей Кончаловский, Том Кемпински и Джереми Липп
Оператор-постановщик: Алекс Томсон
Актеры: Джюли Эндрюс, Алан Бейтс, Макс фон Сюдов, Руперт Эверетт, Маргрет Кортни и Лайем Нисон
Жанр драма
Продолжительность 107 мин.
Производство

London Canon Films Production

IMDb

Известная скрипачка Стефани Андерсон (Джюли Эндрюс) во время сольного концерта ощущает первые симптомы тяжелой болезни, которая может привести ее к прогрессирующему параличу. А значит, лишить профессии, возможности творческой реализации, смысла жизни. Стефани тяжело переживает это событие. Ситуация усугубляется тем, что ее брак с композитором Дэвидом Корнуоллисом (Алан Бэйтс) трещит по швам. Однако постепенно к героине приходит желание бороться, так как в жизни еще не все потеряно.

Пресса

«Этой скромной ленты, счастливо избежавшей навязчивой символики, коснулось дыхание чеховской атмосферы...»

«Искусство кино», 1986 г., Андрей Плахов

«Дуэт для солиста» – это, пожалуй, лучший фильм Кончаловского, в отличие от его многочисленных телевизионных проектов, так как самая амбициозная сага «Сибириада» – его худший проект».

www.grunes.wordpress.com
Кончаловский о фильме

«Дуэт для солиста» - известная пьеса Тома Кемпински, с большим успехом шедшая на сцене. В пьесе всего два действующих лица: прославленная скрипачка (прототипом её была великая виолончелистка Жаклин Дюпре) и её врач-психоаналитик. Благодаря сеансам психоаналитика героиня понимает, какие подавленные эмоции юности мешают ей быть счастливой и что можно быть счастливой, несмотря на прогрессирующую тяжелую болезнь – рассеянный склероз. (…) Прежде всего нам захотелось окружить героиню другими персонажами, поместить её в полнокровную живую среду. Вещь постепенно приобретала какие-то чеховско-бергмановские черты: психоаналитик влюблялся в героиню, но понимал, что бессилен помочь ей, сам признавался ей в этом. И именно это признание помогало героине найти в себе силы принять жизнь такой, какова она сейчас для неё есть. В принципе получилась картина по своей философии почти противоположная пьесе.

Из книги А.С. Кончаловского «Возвышающий обман»

«Один английский критик написал по поводу «Дуэта для солиста»: «Несмотря на все старания режиссера Кончаловского, ему не удалось испортить великолепную игру Джюли Эндрюс». Интересно, как критики представляют себе работу режиссера? Или они убеждены, что актеры играют сами по себе, а режиссеры лишь смотрят готовый материал?»

Скачать пресс-кит

«Не обязательно, чтобы истинное произведение искусства было шарадой. Зритель не должен ломать голову, что же такое имел в виду режиссер. Если режиссер хотел то-то и то-то сказать, а зритель этого не понял, ему очень удобно занять позицию непризнанного гения. Мол, зрители до меня не доросли. Вот дорастут, тогда поймут. Я всегда считал, что рассказываемое режиссером должно быть доступно, хотя вовсе не вульгаризировано или разжевано. Смысл вещи не должен лежать на поверхности, но все-таки глубина ее должна просвечивать. Чтобы понять, глубока ли вода, надо все-таки чувствовать дно. А если сплошная темень, остается лишь гадать – то ли глубоко, то ли мелко, то ли сто метров, то ли по колено. У великих – у Шекспира, у Куросавы – дно всегда чувствуется – нужно только напрячь зрение».

«Самое трудное, я думаю, говорить просто о сложном, понятно о непонятном. Пастернак имел полное право писать стихи, полные темного смысла. В его время это было естественно, нормально – во времена Пушкина такое было бы недопустимо, поэт должен был быть ясен. Но Пастернак, сам начинавший со стихов, очень неясных по смыслу, пришел в конце пути к великой простоте».

«Как американцу трудно себе представить, о чем говорил Ельцин со своими министрами и каким способом они между собой общаются, так и русскому режиссеру, даже уже пожившему какое-то время в Голливуде, трудно представить, что происходит за дверями больших кинокомпаний».

«Самобытность сама по себе перестала быть необходимостью. Оригинальное сегодня- это то, что продается. То что не продается, не оригинально. Постмодернизм в своей основе весь заимствован из прошлых лет. Произведения даже больших художников, таких как, Шнитке, состоят из эклектических собраний сделанного до них».