..."Белые ночи" сводят воедино все темы и мотивы Кончаловского, все его любимые фактуры. И выясняется, что режиссер он прежде всего деревенский, при всем своем широко прокламированном западничестве, — потому что на деревенском материале нагляднее главные коллизии бытия: это последний материал, на котором еще можно снять эпос. А эпос, по Кончаловскому, — это уж конечно не "Триста спартанцев", и даже не замечательная "Одиссея", которую он сам снял когда-то.
Эпос — это простые, неопосредованные отношения с главными вещами; жизнь без посредников, как она есть. Вот почему он всегда называл Россию "эпической страной, вроде шекспировской Англии". Миф тут творится ежечасно, потому что человек живет прямо среди природы и ничем от нее не защищен; стихия повседневности тут — свадьбы, похороны, проводы на войну. Человек лицом к лицу с жизнью, его не отвлекает ничего, кроме телевизора..."
Читать статью полностью
"...Русскому режиссёру ничего не нужно – ни вечного пост-продакшна, ни магических спецэффектов, ни сложной аппаратуры, ни даже написанного сценария, никакого придуманного за письменным столом текста: ему хватает правды и спонтанности людей, которые не являются актёрами, и в речи которых нет ни капли фальши.
В их движениях, в их лицах и в их словах - красота, в конечном счёте, они очаровывают зрителя, как и пейзажи, от которых захватывает дух, и сцены деревни, зримо представляющей ныне забытую культуру.
Зрителю не остаётся ничего, кроме самого простого, что только есть на свете, – спуститься в эту лодку и позволить вернуться к себе - к чудесному дару созерцания, хотя бы ненадолго, хотя бы и перед экраном..."
http://www.vertigo24.net/recensione/2014-09-05/Venezia-71-The-Postman-s-white-Nights
"...Документально-игровой фильм русского автора представляет собой фреску, изображающую жизнь в отдалённой русской деревне, показанную через повседневную жизнь почтальона Лёхи, единственного связующего звена между деревней Кенозеро и остальной цивилизацией.
Русская провинция деревни Кенозеро прочно держится за свой анахроничный образ жизни и сопротивляется прогрессу, за который пытается зацепиться остальная Россия..."
http://www.rainews.it/dl/rainews/articoli/The-Postman-s-White-Night-il-ritorno-in-patria-di-Andrey-Konchalovskiy-bea78daa-4797-4152-9f51-42106f6b9776.html?refresh_ce
"... В «Белых ночах почтальона» задействованы непрофессиональные актёры и рассказывается история Алексея Тряпицына, почтальона, живущего в отдалённой деревне на севере России.
Алексей представляет собой единственное связующее звено с внешним миром благодаря моторной лодке, которая служит мостом между двумя цивилизациями.
Но когда двигатель лодки воруют, а женщина, которую он любит, сбегает в город, почтальон следует за ней к новому приключению и новой жизни. Так начнётся путешествие в поисках себя самого, в котором ему придётся встретить древних демонов, любовь и чувство причастности, которое нигде не проявляется так, как в родном доме..."
http://www.ilvelino.it/it/article/2014/09/04/cinema-il-postino-di-konchalovsky-ottiene-un-primo-successo/4de53efc-e6c1-4c2e-8435-598686c34fd9/
"... По ходу путешествия и повторяющихся встреч почтальона вырисовывается не только канва близких отношений между людьми, но и беспросветная бедность, тяжёлые последствия алкоголизма, непонимание навязанных ограничений (например, на рыбную ловлю).
Но это не только отзвук перехода к рыночной экономике, а ещё и критика власти, которая предпочитает вкладывать деньги в оружие или продолжение завоевания космоса, а не помогает собственным гражданам.
Фильм, великолепный как в политическом, так и в эстетическом смысле, может в самом деле всех удивить завтра, на вручении наград..."
http://www.abusdecine.com/news/festival-de-venise-2014-konchalovsky-egratigne-le-pouvoir-russe-dans-the-postman-s-white-nights
"... Поскольку есть многое на свете, что и не снилось нашим мудрецам, вопрос, который Кончаловский ставит в конце фильма, взят не из «Гамлета», а из «Бури»:
«Откуда эта музыка? С небес? С земли? Теперь она умолкла»...
И если для Шекспира «Буря» была прощанием с драматургией, мы надеемся, что «Белые ночи почтальона» с их сумеречными тонами не являются завещанием режиссёра, которые, несмотря на свои семьдесят семь лет, в полной мере показывает, что ещё не утратил своего ясного, как у ребёнка, взгляда на мир.
А мы не можем отказаться от привилегии смотреть его глазами.
Для нас это Золотой лев.
Жюри предстоит сделать трудный выбор..."
http://xl.repubblica.it/articoli/venezia-71-the-postmans-white-nights-contemplare-per-toccare-luniverso/13405/
"... Сила нового фильма Кончаловского именно в этом маятнике - от фольклорного рассказа (танцы, анекдоты и сказочный кот, который является Лёхе) к описанию времени, от сказочности к реальной жизни.
Его образ, создающий новую парадигму – образ ракеты, пересекающей горизонт над озером, который может являться следом военных учений, проходящих неподалёку, но, вместе с тем и непрерывное разрушение двух не сочетающихся друг с другом реальностей, в котором реальность Кенозеро можно наблюдать именно с летящей ракеты, с искажением всех измерений.
Далеко не случайны и те что неуловимые моменты, когда на заднем плане звучит музыка «дрон», бас, который сливается то с диалогом, то с природными звуками, и созданы Эдуардом Артемьевым, великим композитором электронной музыки, автором звуковых дорожек к нескольким самым известным фильмам Андрея Тарковского.
Это как будто подтверждает идею проекта о фильме, который находился бы на полпути между документом и образом времени, народным сказом и странноватой фантастикой..."
http://www.indie-eye.it/cinema/news/belye-nochi-pochtalona-alekseya-tryapitsyna-the-postmans-white-nights-di-andrei-konchalovsky-venezia-71-concorso.html
...«Белые ночи почтальона» - всеобъемлющее произведение. Это фильм об универсальных ценностях, построенный на анекдотических и мимолётных деталях, которые Кончаловскому удаётся возвести до состояния абсолюта. Но это и новый современный взгляд «между строк» на Достоевского, и фантастика, отсылающая к Шагалу, и лёгкое касание Чехова...
Невозможно различить ни слогов, ни слов, это всё – ноты и музыка, детский стишок, составленный из архетипических образов и мест. Поэзию невозможно объяснить. Это наш Золотой лев 2014 года. Человеку и его произведению..."
http://www.artribune.com/2014/09/venezia-updates-konchalovsky-e-il-volo-aggraziato-di-un-postino-viaggiatore-viaggio-nella-russia-che-non-ce-un-film-che-merita-il-leone-doro/
"... Русский режиссёр говорит, что только теперь, а не раньше, начал понимать «созерцательную сущность кино». Создатель фильма «Поезд-беглец» утверждает, что в своём новом фильме он решил увидеть окружающий его мир новыми глазами, «как новорожденный».
На севере России, в деревне, которая придерживается одних и тех же нравов и обычаев на протяжении уже десятилетий (если не столетий), почтальон – единственный символ цивилизации, единственный след современного общества среди группы домов, разделённых огромным, спокойным и прозрачным озером.
Фильм, называющийся «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», хочет рассказать о медленном, неторопливом течении времени. И делает это. Идея, как и в предыдущем случае, заключается в том, чтобы найти дух истории, зависящей не столько от сюжета, сколько от чего-то иного, того, что происходит внутри..."
http://www.elmundo.es/cultura/2014/09/05/5409826a22601d1f1a8b4575.html
"...Вновь идёт речь о том, чтобы запечатлеть время. И Кончаловский предпочитает отдалённый, но полный теплоты пункт наблюдения. Созерцательный, гипнотический, почти полностью разыгранный в диалектике снятых широкоугольным объективом тесных интерьеров, вызывающих клаустрофобию, и просторов, открытых потоку света и звука.
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», очевидно, объединяют современное русское кино с великим зрительным уроком Тарковского, но вместе с тем они вновь обращаются и к пути, выбранному поздним итальянским поэтическим документализмом, с которым их особенно сближает драматическая фрагментация повседневной жизни.
Кончаловский по-своему возвращается к эстетической неразличимости между прямой фиксацией того, что происходит, и художественным вымыслом, делает формат более гибким, а экспрессию – текучей. Реалистичность первых минут фильма незаметно, но непреклонно отступает перед сюрреализмом, приобретающим меланхолический оттенок рассказа Чехова, который, кажется, вновь написан последними людьми, которые выжили на планете Земля. Последняя баллада перед концом света для молчаливого созерцания..."
http://www.sentieriselvaggi.it/376/58680/VENEZIA_71_-_Belye_nochi_pochtalona_Alekseya_Tryapitsyna_(The_Postman%E2%80%99s_White_Nights)
"...Радует, что в новой работе режиссера «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» нет следов усталости и самоцитирования: отсылка к снятой в середине 1960-х «Истории Аси Клячиной» на самом деле дает ложный ключ. Погружение в экзотическую реальность (а такова, с точки зрения европейцев, жизнь российской деревни), равно как и использование непрофессиональных артистов, за полвека перестало быть чем-то исключительным и авангардным. Гораздо важнее, что Кончаловский после нескольких кризисных фильмов снял цельное, заряженное внутренней энергией и при этом очень спокойное кино. Кино мудрого человека..."
"...и максимально приближенный к документалистике фильм Кончаловского, и абсурдистская картина Андерссона — из тех немногих участников конкурса, что сосредоточены на исследовании киноязыка как средства постижения мира. И оба поражают абсолютной режиссерской свободой...
«Почтальона» ожидает счастливая международная судьба, но будет очень обидно, если при этом он пройдет мимо российского зрителя, мимо людей, которые, возможно, узнают себя в его героях...
В число кандидатов на звание лучшего исполнителя можно было бы смело включить и Алексея Тряпицына, если бы кубком Вольпи награждались и непрофессиональные актеры, сыгравшие сами себя."
"...Этот живительный роман с реальностью во всем мире уже не прерывался, а у нас он завораживал только Кончаловского. Ведь и сегодня ведутся бесконечные разговоры о том, что же такое реальность, поддается ли она камере и как ее запечатлевать. А он же просто уехал на пару месяцев в Архангельскую область и с маленькой съемочной группой, минимальным бюджетом, поддаваясь импровизации, снял фильм, не имеющий аналогов в современном российском кино — фильм, которого нам так не хватало.
... Следствие этой щедрости и редкого для отечественного кино масштаба — умение увидеть человека. «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» — и есть эта самая баржа, полуторачасовое путешествие на которой знакомит нас с этими людьми — способными быть настоящими кинематографическими героями, о которых мы бы никогда не узнали, не будь этого фильма..."
"...Кончаловский снял свой фильм методом наблюдения, выхватывая моменты реальности. Он провоцировал, конечно, какое-то движение жизни, какие-то микрособытия, но люди продолжали жить перед не видимыми им камерами — какие есть. Если бы трудились — камера сняла бы это. Или если бы молились. Или хороводы водили, книжки читали, песни пели, доски строгали. Не сняла — ничего такого, значит, не было.
Сняла ширь озер и даль горизонтов этого райского, но так и не освоенного людьми края (оператор Александр Симонов). Зафиксировала оглушительную тишину просторов, где гул лодочного мотора становится гулом бытия и его не слышной нам музыкой (композитор Эдуард Артемьев аранжировал редчайший по такту и тонкости саундтрек). И бесшумно, как тот мистический кот, сопровождала обитателей деревни Вершинино в их жизни, в их отпевании самих себя под звуки вердиевского Реквиема, доносящиеся тихо и глухо, словно из-под земной коры, — от сиреневых антиподов.
А потом режиссер Андрей Кончаловский выстроил из собранного материала шекспировский по размаху обобщений эпос бытия страны по имени Россия. Бескрайнего села Вершинино, но с ракетами..."
"...«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» — удивительно живое, непосредственное, внятное и при этом многоплановое кино, сравнимое в этом смысле лишь с самыми яркими ранними работами Кончаловского. Как режиссеру удалось вернуться к своим истокам от блестящего, но мертвящего формализма, которому он обучился еще до Голливуда, экранизируя русскую классику, — огромная загадка..."
"...Россия, показанная в фильмах русских авторов, была какой угодно — оборванной, голодной, жестокой, мрачной, беспросветной, — но никогда не была такой сказочной и волшебной: 77-летний Андрей Кончаловский, взмахнув хлопушкой, будто волшебной палочкой, сделал это первым..."
"...Он [Кончаловский] постоянно задается вопросом: что собственно определяет уровень культуры целого народа – Пушкин или грязный туалет? На него и пытается дать ответ в новой картине, где говорит о долготерпении русского народа, его беспробудном пьянстве и таланте..."
"...Разрушая грань между документальным и игровым, гротескно-метафорическим и гиперреалистичным, Кончаловский, подобно еще одному своему герою, греческому страннику Одиссею, возвращается на свою Итаку — в русскую деревню, о которой когда-то он снял по тому же методу — почти без актеров и сценария — свой шедевр, «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»..."
"...Кончаловский в отличие от одного своего родственника, сообщавшего в МЧС о смерти русской деревни по таксофону, сторонится надрыва. Интонация его фильма — спокойная, мудрая и лиричная, хотя безысходности в ней от этого не меньше.
Когда один из героев фильма пытается объяснить, отчего ему больно в душе, он нащупывает какие-то очень точные слова о тревоге, живущей в никому не нужных по сути людях, тревоге, которую даже водка не очень берет. Или берет без гарантии.
Слова о тревоге оказались пророческими. Пророческим стал и кадр с взлетающей посреди идиллического русского пейзажа ракетой. Но герои, которые видят ракету, этого еще не знают: они любят, тоскуют, маются и чего-то ждут — хотя бы письма..."
"...«Серебряный лев» за лучшую режиссуру совершенно справедливо отошел Андрею Кончаловскому, за его «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Энергичный, ничуть не старческий фильм, временами новаторский, даже хулиганский, показывает ту Россию, которую не знают не только в Европе, но даже и в Москве или Петербурге.
Фильм снимался с минимальным бюджетом, почти без сценария и профессиональных актеров — отсюда его своеобразная поэзия и очевидная оригинальность. Ужасно приятно, что в списке призеров эта непосредственная и свежая картина от классика российского кино оказалась рядом с перфекционистским трагикомическим шедевром шведского классика Роя Андерссона..."
Этот удивительный кинематографический «объект» выходит, наконец, на наши экраны, после того как принес своему российскому создателю «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу на Венецианском кинофестивале. Прежде всего потрясающе красивый, с невероятными красками, этот фильм, снятый на грани между документальным кино и мистикой, делает нас наблюдателями жизни обычных людей, непрофессиональных актеров, живущих на острове. Все, что относится к жизни реальной (поездки почтальона Алексея на лодке, отношения с местными жителями) сделано великолепно. Однако мистические эпизоды фильма менее впечатляющи. Исключение составляет захватывающая сцена, когда Алексей везет перепуганного ребенка на болото и рассказывает ему историю про кикимору.
С момента возвращения Андрея Кончаловского в Россию после пятнадцати лет отсутствия, которые он провел в Америке в 1980-х и 1990-х годах, о нем не было особенно слышно. «Белые ночи почтальона...» знаменуют возвращение к корням и удивительную способность к обновлению. Выбирая изначально реалистичные сюжеты, такие как «Первый учитель» или «История Аси...», режиссер интерпретирует их в своей особой, неповторимой манере. Вознамерившись снять жизнь реального человека в его повседневной жизни, он выбрал почтальона, живущего на берегу Кенозера в Архангельской области, на севере России. Почтальон Тряпицын играет важную роль для местных жителей, которые, несмотря на технический прогресс, до сих пор живут в стороне от современного мира: он доставляет им не только почту, но также пенсии, хлеб или лекарства, для них он — основная связь с цивилизацией.
То, как фильм сделан, уже само по себе интересно. Все персонажи в картине играют самих себя, за исключением подруги детства почтальона, роль которой исполняет профессиональная актриса, и ее сына, также юного актера, и в кадре они живут своей обычной жизнью. Таким образом, фильм постоянно балансирует между точными документальным деталями и желанием охватить внутренний мир героев, поток их эмоций, что придает картине универсальный масштаб. Если, по словам режиссера, на его творчество оказали влияние такие мэтры, как Антон Чехов и Робер Брессон, то, несомненно, именно первый особенно явно ощущается в «Белых ночах...» подобно серому коту, который таинственным образом появляется на шкафу или кровати почтальона.
Благодаря простоте постановки, в которой преобладают статичные кадры, повторению ежедневных рутинных действий, режиссер несколько отстраняется от красоты окружающих пейзажей. Напротив, во всех его героях чувствуется тоска, и прежде всего у одного из соседей: «Постоянно в душе боль. Только когда напьюсь, ее не чувствую. А когда трезвый — постоянно. Если еще работаю — забуду. А так... С возрастом все кажется серым». Им бы хотелось покинуть этот мир вне мира, встряхнуть свою жизнь. Когда женщина, которую почтальон любит с детства, и ее сын уезжают в город, он также пытается переехать в Архангельск к своей сестре, перебравшейся туда уже давно. Но и в этом городе, где проходят бесконечные составы товарных поездов, тоска его не отпускает. И наш герой, как и герои Чехова, возвращается на берег родного озера, что так далеко и так близко от современного мира, который принимает форму ракеты, величественно поднимающейся за спиной двух друзей, безучастно сидящих на перевернутой лодке.
Из этой незатейливой и обыденной хроники жизни Кончаловский создал фантастический мир, полный нежности. Его зрение, его слух настолько чувствительны, что шелест листьев, которые колышутся ветром, легкая рябь на озере, деревья, окутанные тенью, кажутся волнующими или волшебными. Наиболее символичен эпизод фильма, показывающий удивительную проницаемость невидимого мира, — это сцена, когда почтальон отправляется с сыном своей подруги Ирины на поиски Кикиморы и рассказывает ему, что она крадет детей. Лодка с заглушенным мотором плывет по реке, темнеющей в тени густых зарослей. Солнце едва пробивается сквозь кроны деревьев, нависших над водой. Тишина становится густой и осязаемой, и лицо мальчика меняется. Вначале хорохорясь, он вдруг заливается слезами. Великолепна работа со звуком, который во многом способствует созданию мистической атмосферы. Когда почтальон пересекает озеро, звук его двигателя затихает и едва слышно начинает звучать написанная Эдуардом Артемьевым музыка, которая перекликается с фильмами Тарковского (Артемьев автор музыки к фильмам «Солярис» и «Сталкер»), а также с некоторыми замечательными творениями Никиты Михалкова («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»). Музыка, словно кошка — ночной призрак почтальона, — появляется и исчезает незаметно, как невидимый и благожелательный персонаж, который придает смысл цитате из «Бури», завершающей фильм: «Откуда эта музыка? С небес? С земли? Теперь она умолкла...» В пьесе Шекспира Фердинанд продолжает: «То, верно, гимны здешним божествам».
"Восемь лет назад в деревню Вершинино на берегу Кенозера приехали киношники. Развели суету, повсюду ходили с камерами. Вовлекли всех. Кто не снимался сам, тот готовил столичным гостям еду или возил их на моторной лодке в Косицыно и назад. Через два месяца беспокойные москвичи уехали. А вскоре фильм Андрея Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" получил "Серебряного льва" на венецианском кинофестивале. Так простые жители далеких архангельских деревень, сыгравшие в ленте самих себя, внезапно стали известны на весь мир."
https://rg.ru/2021/07/14/reg-szfo/kak-zhivut-geroi-filma-pro-pochtalona-triapicyna.html