Eng
Пресса

Юбилейные истины Андрея Кончаловского

23 августа 2007 г., http://www.kultura-portal.ru

Режиссер, сценарист, композитор Андрей Кончаловский не любит юбилеев и никогда их не празднует, но к своему 70-летию преподнес себе завидные подарки: горький фильм про сладкую жизнь «Глянец» (сегодня выходит в российский прокат) и провокационную книгу «На трибуне реакционера», вышедшую 30-тысячным тиражом в издательстве «Эксмо».
Пресс-конференция по этому случаю была устроена именно в день появления мэтра на свет, после чего он улетел в Венгрию на съемки мюзикла по гофмановскому «Щелкунчику» (с бюджетом 65 миллионов долларов).

В отличие от уже известных «Низких истин» (1998), «Возвышающего обмана» (1999) и «Низких истин: 7 лет спустя» это не рассказ Андрея Сергеевича о личной жизни, а его рассуждения о власти, политике и нашей действительности, написанные вместе с политологом Владимиром Пастуховым. Авторы объявляют себя реакционерами по той причине, что либеральные идеи, по их мнению, для России не годятся. Прав был Фидель Кастро, сказавший как-то: «Если бы я жил в Англии, я тоже был бы консерватором». Все зависит от того, где ты живешь.
Андрей Кончаловский надеется, что публицистические статьи, печатавшиеся в течение года в «Аргументах неделi», а теперь собранные в книгу, вызовут в обществе яростные споры. В них он бросает вызов прежде всего интеллигенции, которая поносит власть, но без ее поддержки беспомощна, как ребенок. «Я не писатель, я просто думающий человек», - говорит Андрей Сергеевич, желая своими будоражащими мыслями разбудить спящую страну.

Спорных, но ярких и эффектных заявлений в издании предостаточно. Например, «коррупции как таковой в России нет», как «нет и никогда не было у нас буржуазии»; либо: «русский ум криминален», а «нынешняя российская ментальность близка средневековой». И еще: «политкорректность - это узаконенная ложь во всем», «народ наш к демократии пока еще не готов...», и вообще «порка у нас более эффективна, чем годы заключения в российской тюрьме» и т.д. Главное же, в чем уверены авторы: культура определяет политику, а не наоборот. Начинать надо с культуры, менять ее в первую очередь, реформируя национальное сознание и культурный код народа. Правильным при этом будет выбор, опирающийся на национальную, а не общечеловеческую культуру - только в ней все рецепты выздоровления России.

Помимо политологических и культурологических выкладок, в книге можно обнаружить и вполне гендерную главу – «Монолог русского мачо», в которой Андрей Сергеевич пытается сформулировать сущностную разницу между мужчиной и женщиной.

Умудренный богатыми переживаниями, Кончаловский дает ценный совет: помни о смерти и «испытывай любовь ко всему, из чего состоит твоя жизнь». Он-то овладел этим искусством в совершенстве. Потому определяемая им как отсутствие желаний старость, несомненно, придет к нему не скоро. Он открыт, молод и силен духом, крепок телом, успешен. Он любит и любим. Свобода для него - не тяжкое бремя. Он делает что хочет и, как никто другой, умеет красиво и мощно организовать сценарий собственных будней и праздников.

Татьяна Ковалева

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Бергман Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир Гомер и Эдди Грех Дмитрий Петрович Кончаловский Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной кинорежиссер книга Кончаловский Король Лир Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон МАМТ Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Мисс Жюли Монстр МХАТ им. М. Горького МХАТ им. М.Горького Наблюдатель Неаполь новость Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Отелло Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Пути России Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Русские сезоны Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни театр театр Гольдони театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эхо Москвы юбилей Юлия Высоцкая