Юбилейные истины Андрея Кончаловского
Режиссер, сценарист, композитор Андрей Кончаловский не любит юбилеев и никогда их не празднует, но к своему 70-летию преподнес себе завидные подарки: горький фильм про сладкую жизнь «Глянец» (сегодня выходит в российский прокат) и провокационную книгу «На трибуне реакционера», вышедшую 30-тысячным тиражом в издательстве «Эксмо».
Пресс-конференция по этому случаю была устроена именно в день появления мэтра на свет, после чего он улетел в Венгрию на съемки мюзикла по гофмановскому «Щелкунчику» (с бюджетом 65 миллионов долларов).
В отличие от уже известных «Низких истин» (1998), «Возвышающего обмана» (1999) и «Низких истин: 7 лет спустя» это не рассказ Андрея Сергеевича о личной жизни, а его рассуждения о власти, политике и нашей действительности, написанные вместе с политологом Владимиром Пастуховым. Авторы объявляют себя реакционерами по той причине, что либеральные идеи, по их мнению, для России не годятся. Прав был Фидель Кастро, сказавший как-то: «Если бы я жил в Англии, я тоже был бы консерватором». Все зависит от того, где ты живешь.
Андрей Кончаловский надеется, что публицистические статьи, печатавшиеся в течение года в «Аргументах неделi», а теперь собранные в книгу, вызовут в обществе яростные споры. В них он бросает вызов прежде всего интеллигенции, которая поносит власть, но без ее поддержки беспомощна, как ребенок. «Я не писатель, я просто думающий человек», - говорит Андрей Сергеевич, желая своими будоражащими мыслями разбудить спящую страну.
Спорных, но ярких и эффектных заявлений в издании предостаточно. Например, «коррупции как таковой в России нет», как «нет и никогда не было у нас буржуазии»; либо: «русский ум криминален», а «нынешняя российская ментальность близка средневековой». И еще: «политкорректность - это узаконенная ложь во всем», «народ наш к демократии пока еще не готов...», и вообще «порка у нас более эффективна, чем годы заключения в российской тюрьме» и т.д. Главное же, в чем уверены авторы: культура определяет политику, а не наоборот. Начинать надо с культуры, менять ее в первую очередь, реформируя национальное сознание и культурный код народа. Правильным при этом будет выбор, опирающийся на национальную, а не общечеловеческую культуру - только в ней все рецепты выздоровления России.
Помимо политологических и культурологических выкладок, в книге можно обнаружить и вполне гендерную главу – «Монолог русского мачо», в которой Андрей Сергеевич пытается сформулировать сущностную разницу между мужчиной и женщиной.
Умудренный богатыми переживаниями, Кончаловский дает ценный совет: помни о смерти и «испытывай любовь ко всему, из чего состоит твоя жизнь». Он-то овладел этим искусством в совершенстве. Потому определяемая им как отсутствие желаний старость, несомненно, придет к нему не скоро. Он открыт, молод и силен духом, крепок телом, успешен. Он любит и любим. Свобода для него - не тяжкое бремя. Он делает что хочет и, как никто другой, умеет красиво и мощно организовать сценарий собственных будней и праздников.
Татьяна Ковалева