Венеция: Русский маэстро Андрей Кончаловский о цифровом кинопроизводстве
Спустя пятьдесят лет после дебюта «Первый учитель», русский маэстро Андрей Кончаловский в пятый раз возвращается на Венецианский международный кинофестиваль с фильмом «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
Кончаловский давно знаком с красными ковровыми дорожками кинофестиваля. Впервые он очутился под венецианскими прожекторами как сценарист фильма «Иваново детство», снятого легендарным русским режиссёром Андреем Тарковским, и получившим в 1962 году венецианского «Золотого льва».
Кроме того, он написал сценарий фильма Тарковского «Андрей Рублев» (1966), участвовавшего в конкурсной программе в Каннах, как и фильм Кончаловского «Сибириада», получивший в 1979 году Гран-При Каннского кинофестиваля.
Но, несмотря на все восторженные отзывы и много десятилетий режиссерского опыта, по телефону из Москвы Кончаловский говорит о режиссуре так бодро и воодушевленно, как будто он делает только первые шаги, и, как он объясняет, это не так далеко от истины.
«Не так просто говорить об этом, но я могу попытаться, это фильм, который мы снимали без сценария, но вместе с тем и без импровизации. Я хотел попробовать создать новый вид фильма, не такой, как те, что я делал в прошлом. Я хотел попытаться писать с помощью камеры».
Кончаловский, работая с российским оператором Александром Симоновым, известным по его работе с покойным российским режиссером Алексеем Балабановым, рассказал о специфике съемок при ограниченном бюджете.
«Я не хотел возвращаться к своему прошлому. Я хотел снять фильм для себя, и цифровая съемка дает возможность использовать камеру так же, как писатель может использовать ручку и бумагу. У этого вида съемок существуют исключительные творческие преимущества».
Он утверждает, что потратил более восьми месяцев на кастинг, поиск мест для съёмки и проводя другие предварительные исследования. «Мы снимали многочисленными скрытыми камерами, и мы нашли способы провоцировать наших героев, часть из которых была в курсе происходящего, а часть – нет», - говорит Кончаловский.
«На самом деле, мы писали сценарий в монтажной комнате, там же мы нашли образы, символы и соединяющую ткань, которая скрепляет историю в единое целое».
«Есть вещи, которые происходят спонтанно, вещи, которые ты никогда не смог бы срежиссировать традиционным образом, и цифровая кинематография позволяет поймать эти моменты.
В результате этого процесса получается нечто новое, и для меня это очень увлекательно. Кроме того, когда я делаю цифровое кино, я спокойно могу поделиться им со зрителями, и я надеюсь, что оно будет захватывающим и для них, но никто не должен слишком беспокоиться, если этого не случится!»
Стивен Гайдос (STEVEN GAYDOS), Variety
http://variety.com/2014/film/news/venice-russian-maestro-andrei-konchalovsky-on-digital-filmmaking-1201296969/