Eng
Пресса

Венеция 2014: «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»

6 сентября 2014 г., CINE-VUE

Если бы Антон Чехов делал реалити-шоу, то «Белые ночи почтальона» (2014) Андрея Кончаловского вполне могли быть его работой. Эта, превосходно снятая картина, участник 71-го Венецианского кинофестиваля, рассказывает историю маленькой, оторванной от внешнего мира деревни, расположенной на севере России, на берегу Кенозера.

Фильм Кончаловского (в соавторстве с Еленой Киселевой), в котором играли в основном местные жители, снятые скрытой камерой, а не профессиональные актеры, — это простой рассказ о жизни человека по имени Леха (его роль сыграл реальный почтальон Алексей Тряпицын) и деревень, в которых он работает.
В первом же потрясающем кадре Леха рассматривает фотографии тех времен, когда он еще был алкашом.

Сцена снята сверху, и яркое изображение кошек на пластиковой скатерти составляет резкий контраст с выцветшими снимками.

Завязав с пьянством, Леха живет рутинной жизнью. Так же сверху сняты его резиновые шлепанцы, когда он встает с постели. Леха пересекает озеро на своей моторной лодке и идет в город, где берет почту, пенсии, хлеб и другие продукты для жителей деревень, куда он направляется.

Он также составляет столь необходимую компанию персонажу по имени «Колобок» (Виктор Колобов), еле держащемуся на ногах от пьянства, со свежими порезами на лице и заплетающейся походкой.

Юрий Панфилов играет Юру, мизантропа с угловатым лицом, злобно бормочущего, что зарежет кого-нибудь насмерть, а профессиональная актриса Ирина Ермолова — сотрудницу местной рыболовной инспекции, которой увлечен Леха.

Чтобы немного развеять свое одиночество, Леха берет сына Ирины Тимура (Тимур Бондаренко) на рыбалку, где пугает мальчика рассказами о местной ведьме Кикиморе, — эта сцена и смешна, и в то же время трогательна.

Однако в простоту жизни и бесконечность летних дней врывается сначала повторяющийся сон с серым котом, явно несущий символистический посыл (это может быть и кот со скатерти), а позже кража лодочного мотора. Последнее событие вынуждает Леху поехать в город и заподозрить в краже односельчанина.

Столкнувшийсяс равнодушием начальства, мучимый собственными подозрениями, Леха переживает что-то вроде кризиса и чувствует в себе сильное искушение распрощаться с трезвостью или, быть может, навсегда покинуть деревню.

Но почтальон, несомненно, принадлежит своему миру — когда скользит по озеру рано утром под звуки композиции Эдуарда Артемьева или когда за ним, стоящим на краю поляны, следит камера оператора Александра Симонова. Режиссер картины «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Кончаловский предлагает зрителю задушевную и трогательную пастораль.

Джон Блисдейл

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир Гомер и Эдди Грех Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной кинорежиссер Кончаловский Король Лир Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Мисс Жюли Монстр Наблюдатель Неаполь новость Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни театр театр Гольдони театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман юбилей Юлия Высоцкая