Венеция 2014: «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Если бы Антон Чехов делал реалити-шоу, то «Белые ночи почтальона» (2014) Андрея Кончаловского вполне могли быть его работой. Эта, превосходно снятая картина, участник 71-го Венецианского кинофестиваля, рассказывает историю маленькой, оторванной от внешнего мира деревни, расположенной на севере России, на берегу Кенозера.
Фильм Кончаловского (в соавторстве с Еленой Киселевой), в котором играли в основном местные жители, снятые скрытой камерой, а не профессиональные актеры, — это простой рассказ о жизни человека по имени Леха (его роль сыграл реальный почтальон Алексей Тряпицын) и деревень, в которых он работает.
В первом же потрясающем кадре Леха рассматривает фотографии тех времен, когда он еще был алкашом.
Сцена снята сверху, и яркое изображение кошек на пластиковой скатерти составляет резкий контраст с выцветшими снимками.
Завязав с пьянством, Леха живет рутинной жизнью. Так же сверху сняты его резиновые шлепанцы, когда он встает с постели. Леха пересекает озеро на своей моторной лодке и идет в город, где берет почту, пенсии, хлеб и другие продукты для жителей деревень, куда он направляется.
Он также составляет столь необходимую компанию персонажу по имени «Колобок» (Виктор Колобов), еле держащемуся на ногах от пьянства, со свежими порезами на лице и заплетающейся походкой.
Юрий Панфилов играет Юру, мизантропа с угловатым лицом, злобно бормочущего, что зарежет кого-нибудь насмерть, а профессиональная актриса Ирина Ермолова — сотрудницу местной рыболовной инспекции, которой увлечен Леха.
Чтобы немного развеять свое одиночество, Леха берет сына Ирины Тимура (Тимур Бондаренко) на рыбалку, где пугает мальчика рассказами о местной ведьме Кикиморе, — эта сцена и смешна, и в то же время трогательна.
Однако в простоту жизни и бесконечность летних дней врывается сначала повторяющийся сон с серым котом, явно несущий символистический посыл (это может быть и кот со скатерти), а позже кража лодочного мотора. Последнее событие вынуждает Леху поехать в город и заподозрить в краже односельчанина.
Столкнувшийсяс равнодушием начальства, мучимый собственными подозрениями, Леха переживает что-то вроде кризиса и чувствует в себе сильное искушение распрощаться с трезвостью или, быть может, навсегда покинуть деревню.
Но почтальон, несомненно, принадлежит своему миру — когда скользит по озеру рано утром под звуки композиции Эдуарда Артемьева или когда за ним, стоящим на краю поляны, следит камера оператора Александра Симонова. Режиссер картины «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Кончаловский предлагает зрителю задушевную и трогательную пастораль.
Джон Блисдейл