В широкий прокат выходит сенсационный фильм Андрея Кончаловского «Грех»
Судьба легендарного мастера итальянского Возрождения, создателя шедевров, которые поражают через столетия и погружение в эпоху без гламура, с максимальной достоверностью. Уже в этот четверг на большом экране перед нами предстанет Микеланджело Буонарроти таким, каким его увидел Андрей Кончаловский – Гений в фильме «Грех». Уникальная картина, которая раскрывает вселенную величайшего Мастера вместе с его слабостями, страхами и его отношением со временем.
Каменотесы говорят: чтобы ощутить мощь каменоломни, нужно протянуть руку, закрыть глаза и открыть. То же предлагает Кончаловский, чтобы ощутить Микеланджело. Увидеть с другого ракурса. Ведь искусство — и есть точка зрения, считает режиссер: «Микеланджело написал: уж лучше камнем быть, когда вокруг позор и преступления. Позор и преступления меня так шибануло, я подумал, ведь у него такие скульптуры, работал в Ватикане, работал во Флоренции, почему он пишет позор и преступления».
Как обратная сторона медали: с одной – прекрасное Возрождение, с другой — Микеланджело. Волосы пропитаны потом и мраморной пылью, ногти сломаны от работы – такими художники Возрождения изменили лицо мира. Фильм не о том, как скульптор делает скульптуру, а как живет между работами. Как две враждующие семьи — Медичи и Делла Ровере борются за его преданность, как с обеими семьями мастер подписывает контракты, как не выполняет условия ни по одному из них, как предает и как желает искупить свои грехи.
На роль скульптора режиссер почти полгода искал человека, прежде всего, похожего на Микеланджело. Нашел Альберто Тестоне, дантиста, а еще он такой же упрямый, эмоциональный и мягкий: «Сниматься еще я, конечно, хочу, но вот давать интервью нет. Вы, журналисты, задаете одни и те же вопросы, а мне приходится придумывать разные ответы».
Не профессиональные актеры, а местные жители. Чтобы не играли роль, а проживали ее — прием Кончаловского. Лица каменотесов Каррары, где добывали мрамор для Микеланджело. Таких не найти в актерских досье.
Ремесло с характером. Легко прочувствовать, если представить. Для этого в фильме восстановили технологию добыча камня, как тогда, в XVI веке.
– Это пролетарии, это люди, которые своим трудом создают материальные ценности. Ставишь их в кадр. Вернее как, они работают, а я снимаю, – рассказывает о съемках Андрей Кончаловский, режиссер фильма «Грех».
Сама эпоха стала героиней фильма. Ее воссоздавали, сверяясь со старинными рукописями, километрами полотен, лучшими историками. В холщевых тканях одежд, колокольных звонах, цокоте копыт и даже в запахах. Вино, кровь, костры. Возрождение чувствуешь на ощупь, вдыхаешь. В деталях. Сикстинскую капеллу выстроили в натуральную величину. 30 мастеров два месяца штукатурили, лепили, расписывали.
– Статуя Моисея, к примеру, была задумана Микеланджело так, чтобы луч света падал именно на колено. И мы так и сделали. Я уверен, это влияет и на игру актеров, – делится Маурицио Сабатини, художник-постановщик фильма «Грех».
Роковую роль играет камень цвета сахара: Монстр — мраморная глыба, душа которой понадобилась Микеланджело целиком. Черным по мрамору — Грех. Так Монстр с афиш встречал гостей. На российской премьере фильма — звезды, друзья, сопродюсеры. Российско-итальянский фильм создан при поддержке Первого канала.
– Галерея образов художественных, это такая редкость в современном кино. Кино, которое мыслит образами, такого уже почти нет, – говорит Карен Шахназаров, кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм».
– Почему рядом с искусством грех?
– Потому что искусство и есть грех. И если мы идем на этот грех, он только тогда облагораживается, если он наполнен посылом в сердца людей, – считает народная артистка СССР Алла Пугачева.
«Я урод, недостойный своих творений», – говорит с экрана зрителям Микеланджело. Да, он полон страстей, он раздираем ими изнутри, он грешен, он — гений.