В греческом зале
Нынешняя громкая премьера - уже второе обращение режиссера к древнегреческому драматургу: первая версия постановки несколько лет назад была представлена в знаменитом итальянском театре "Олимпико" - том самом, который в XVI веке открывался именно этой трагедией Софокла.
И Андрей Кончаловский и исполнительница роли Антигоны Юлия Высоцкая уверены что это две совершенно разные работы.
- С моей стороны это было легкомысленно и даже безответственно, - с улыбкой вспоминает Высоцкая о своем участии в спектакле в Италии. - Я себе говорила: если не удастся что-то актерски в себе открыть, хотя бы улучшу свой итальянский.
Но играть "Эдипа в Колоне" на русском оказалось на порядок сложнее. "Мы все почувствовали, насколько язык имеет значение, какую дополнительную ответственность он накладывает. При этом в России все более насыщенно, накала больше, поэтому получается совсем другой "коктейль".
Не "получился", а именно "получается": говорить о спектакле, как о уже завершенной работе, несмотря на прошедшую премьеру, нельзя. По словам Андрея Кончаловского, в течение еще ряда показов он будет приезжать в Северную столицу доводить свое детище "до ума".
Центральная тема пьесы - борьба между царем Афин Тесеем, сыном Эдипа Полиником и приближенным к Эдипу Креонтом за влияние на главного героя и его дочь Антигону. От точного следования за автором режиссер все-таки ушел. Трагедия определенным образом адаптирована для современного зрителя. Софокловская коллизия перенесена в другое время: так, Эдип (в исполнении актера БДТ Николая Горшкова) носит джинсы и скрывает свой недуг за темными очками.
- Я отношусь к любому произведению классики, как к партитуре великого композитора, поэтому мне сложно что-то менять и переставлять местами. Но все же я сделал свою интерпретацию, попытался, в частности, что-то сократить. Не потому что думал, что зрителю будет скучно, а потому что некоторые вещи действительно не очень понятны, какие-то подробности не так интересны. Мне показалось, что это все будет немного отвлекать от сути, - поясняет Кончаловский.
По его словам, называть какую-то основную эмоцию, которая должна овладеть зрителем, определить атмосферу постановки невозможно. Да и не нужно.
- Жизнь - полижанровая вещь, мы хотели соединить цирк с трагедией, а балаган с пафосом. А о чувствах зрителя лучше всего говорят маски греческого театра: смех, слезы и страх. Если есть эти эмоции, то больше ничего не нужно, - уверен режиссер.
Художественный руководитель петербургского театра Андрей Могучий рассказал, что выбор спектакля для БДТ имени Товстоногова был за самим режиссером.
- Я был инициатором того, чтобы Кончаловский ставил что-то в Петербурге, а что именно - тут мы уже шли за Андреем Сергеевичем. Но у нас в репертуаре нет древнегреческих трагедий, особенно прочитанных в сегодняшнем контексте, а Софокл - это очень правильный выбор. Теперь "Эдип в Колоне" - спектакль БДТ, и его ждет большая гастрольная программа.