Театр Олимпико, «Эдип в Колоне» по Кончаловскому
В пятницу и субботу, 17 и 18 октября, в Театре Олимпико в Виченце пройдет пятый и, наверное, один из самых ожидаемых спектаклей 67-го цикла классических пьес. Речь идет о мировой премьере постановки российского режиссера Андрея Кончаловского, задуманной специально для Театра Олимпико — шедевра архитектора Андреа Палладио. Андрей Кончаловский, неоднократно удостаивавшийся различных наград, в частности «Серебряного льва» на последнем Венецианском кинофестивале, на этот раз выбрал произведение Софокла «Эдип в Колоне».
Постановка представляет собой сокращенную версию драмы Софокла, в ней задействовано четыре итальянских актера, а также Юлия Высоцкая, жена и муза режиссера, для музыкального сопровождения выбрана музыка Сергея Прокофьева.
«Никогда этот цикл классических пьес нельзя было назвать заурядным, — говорит вице-мэр Булгарини д'Элчи, — а в отношении мировой премьеры спектакля мэтра Кончаловского надежды и ожидания очень высоки. «Эдип в Колоне» — это размышления об изгнании и смерти, а такжео том, где уйти из жизни: эти темы почти забыты в современной культуре, но, как никогда, актуальны и полезны».
«Софокл преобразует Колон, свой родной город, — продолжает Флавио Албанезе, председатель Фонда театра города Виченцы, — в город исполненный не только красоты, но и терпимости, в город, который принимает самого ужасного преступника. Театр Олимпико города Виченцы также гостеприимен, ведь постановки, которые показывают здесь, разительно отличаются друг от друга. Только так, помогая осознать разницу во взглядах, театр и культура смогут развить в нашем обществе этические и социальные ценности».
«Я попытался показать на сцене три чувства, — говорит режиссер Андрей Кончаловский, — которые также являются и тремя масками, типичными для античной трагедии: смех, страх и плач.
Сегодня важно стараться избежать того, что Умберто Эко назвал «потерей памяти»: культуре любого общества угрожает количество информации, легко получаемой с мобильных телефонов. Это количество, но не качество. Сохранять память, в том числе переосмысливая классиков нашей западной культуры, — значит обогащать культуру и не позволять ей исчезнуть. Моя работа, как в кино, так и в театре, в последние годы нацелена именно на это, но я не хочу об этом много говорить, потому что слово часто скрывает правду. Я предпочитаю передавать чувство через театральный эстетический опыт и позволять зрителю самому рождать новые идеи и мысли, которые появляются благодаря полученным новым впечатлениям.
Я пообещал Эмме, — заключает режиссер (речь идет об Эмме Данте, художественном руководителе цикла классических спектаклей в Виченце), — устроить из этой трагедии шумное безумное действо: действо получилось, но в нем как раз и заключена трагедия».
Риккардо Карли
http://www.vicenzareport.it/2014/10/teatro-olimpico-ledipo-colono-konchalovsky/