Слабость человеческая
Пожалуй, в истории кинематографа нет другого жанра, к которому режиссеры возвращаются с таким постоянством, как исторический фильм, снятый о концентрационном лагере.
Следует, впрочем, заметить, что эта жуткая квинтэссенция ужасов XX века довольно непроста для изображения, поскольку и ГУЛАГ, и концлагерь в Южной Африке, Камбодже или Японии, и любое другое место на планете, предназначенное для «перевоспитания», «удержания», «труда», которые притягивают внимание, в основе своей однотипны. Изображение зачастую выходит довольно схематичным: заключенные хорошие, нацисты плохие, с более или менее заметными отличиями.
Корифей российского кинематографа режиссер Андрей Кончаловский («Сибириада», «Возлюбленные Марии», «Поезд-беглец»), давно не напоминавший о себе автор выдающихся картин, свидетельствующих о его таланте, в новой работе смог замечательным образом избежать упрощений, поместив действие в оккупированную Францию времен Второй мировой войны.
В центре — судьбы трех главных героев: Ольги, русской аристократки, участницы французского сопротивления, арестованной за то, что пыталась спасти еврейских детей; Жюля, полицейского-коллаборациониста, который расследует ее дело; и Хельмута, высокопоставленного офицера СС, у которого до войны был роман с Ольгой, теперь направленного в тот самый концентрационный лагерь, где оказывается она.
В обычный ход действия вставлены сцены, в которых три главных героя дают показания перед камерой. Зритель догадывается, что это предвосхищение будущих событий, когда герои предстанут перед судом, вот только не известно, в качестве кого: свидетеля или обвиняемого.
Кончаловский прекрасно понимает, что вряд ли можно сказать что-то новое об ужасах концентрационного лагеря, но тем не менее он останавливается на весьма интересном аспекте: несостоятельности некоторых жизненных принципов в тот момент, когда перед человеком стоит цель выжить.
Каждый из трех героев пытается приспособиться к реальности, в которой оказывается, и вынужден пересматривать свои моральные установки. В тот самый момент, когда Ольга предлагает себя Жюлю, становится ясно, что она цепляется за жизнь любой ценой, затем в картине ставятся под сомнение и развенчиваются такие общепринятые понятия, как сотрудничество, принадлежность к общему делу и даже солидарность. Одна из сцен в концлагере, когда умирает старая женщина, а остальные заключенные внезапно бросаются к ней, чтобы забрать себе ее одежду, показывает, что в момент, когда повсюду смерть, происходит отказ от некоторых этических норм.
Также крайне интересен внутренний процесс осознания, который переживает Хельмут, постепенно осмысляя весь ужас, в который он погружается и который невольно одобряет своими повседневными действиями. Слово «рай» в названии фильма напрямую связано с нацистской идеей изменения мира и создания идеала, осмысление которого производит в сознании молодого офицера эффект, подобный короткому замыканию.
В интервью журналу Fotogramas Кончаловский сказал, что его картина повествует «о человеческих ошибках, о привлекательности зла, об американских пилотах, которые сбрасывали бомбы на Ливию, думая, что сражаются за демократию, о смерти трехсот тысяч человек в Ираке, о той войне, которая, по словам самих же американцев, оказалась ошибкой».
Так, проявляя намеренную сдержанность в выборе средств, режиссер добивается всеобъемлющего рассказа, одного из самых точных среди тех, что повествуют об этом трагическом периоде истории человечества.