Рай: размышление над иллюзиями ХХ века
Не давая уроков и не пытаясь противостоять традиционному, глубоко укоренившемуся восприятию Холокоста, фильм «Рай» русского режиссера Андрея Кончаловского скорее ставит вопросы и вовсе не обязательно дает на них ответы. С другой стороны, зачем задаваться вопросом, как можно было поверить в мечту о расовом превосходстве, которая навязывалась нацистской риторикой? Так называемый «Рай», вынесенный в название фильма, уж точно не является вопросом, на который можно дать однозначный ответ.
Фильм поставлен откровенно театрально, в нем три действующих лица: немецкий высокопоставленный офицер СС, русская аристократка, попавшая в заключение за то, что скрывала еврейских детей, и французский полицейский-коллаборационист. Допрашиваемые в загробном суде, они воскрешают в памяти события, происходившие в лагерях смерти. В их рассказах чередуются признания, убеждения, условности, чувство вины, они вынуждены выбирать между этическим кодексом и борьбой за выживание, при этом здесь нет никакой высокопарности, манихейства или морализма. «Рай» разрастается понемногу (первая часть может показаться даже слегка беспорядочной) и становится глубоким и обширным рассуждением о ХХ веке с его заблуждениями, с неустойчивым равновесием между жертвами и палачами.
Безупречная режиссура (Серебряный лев в Венеции 2016 году) и великолепная черно-белая картинка Александра Симонова — отличительные особенности уникального и значительного фильма, рассказывающего об ужасах изнутри, совмещающего документальность, которая затрагивает ад оккупации и концентрационных лагерей, с трогательными и убедительными переходами в мелодраму.
Любопытный формат 4:3 и постоянное использование статичной камеры, съемки «вне кадра» придают фильму необыкновенную серьезность, делают кино очень авторским и высокохудожественным.