Eng
Пресса

Рай: размышление над иллюзиями ХХ века

26 января 2018 г., www.zerkalospettacolo.com

Не давая уроков и не пытаясь противостоять традиционному, глубоко укоренившемуся восприятию Холокоста, фильм «Рай» русского режиссера Андрея Кончаловского скорее ставит вопросы и вовсе не обязательно дает на них ответы. С другой стороны, зачем задаваться вопросом, как можно было поверить в мечту о расовом превосходстве, которая навязывалась нацистской риторикой? Так называемый «Рай», вынесенный в название фильма, уж точно не является вопросом, на который можно дать однозначный ответ.

Фильм поставлен откровенно театрально, в нем три действующих лица: немецкий высокопоставленный офицер СС, русская аристократка, попавшая в заключение за то, что скрывала еврейских детей, и французский полицейский-коллаборационист. Допрашиваемые в загробном суде, они воскрешают в памяти события, происходившие в лагерях смерти. В их рассказах чередуются признания, убеждения, условности, чувство вины, они вынуждены выбирать между этическим кодексом и борьбой за выживание, при этом здесь нет никакой высокопарности, манихейства или морализма. «Рай» разрастается понемногу (первая часть может показаться даже слегка беспорядочной) и становится глубоким и обширным рассуждением о ХХ веке с его заблуждениями, с неустойчивым равновесием между жертвами и палачами.

Безупречная режиссура (Серебряный лев в Венеции 2016 году) и великолепная черно-белая картинка Александра Симонова — отличительные особенности уникального и значительного фильма, рассказывающего об ужасах изнутри, совмещающего документальность, которая затрагивает ад оккупации и концентрационных лагерей, с трогательными и убедительными переходами в мелодраму.

Любопытный формат 4:3 и постоянное использование статичной камеры, съемки «вне кадра» придают фильму необыкновенную серьезность, делают кино очень авторским и высокохудожественным.

Оригинал: https://www.zerkalospettacolo.com/paradise/

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Альберто Тестоне Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Бергман Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир выпускники ГИТИС Гомер и Эдди Грех Дмитрий Петрович Кончаловский Дорогие товарищи! Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной карантин кинорежиссер книга Кончаловский Король Лир коронавирус COVID-19 Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон МАМТ Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Минкульт Мисс Жюли Монстр МХАТ им. М. Горького МХАТ им. М.Горького Наблюдатель Неаполь новость новый проект Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Отелло Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Пути России Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Русские сезоны Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни ТАСС творческая мастерская Андрея Кончаловского театр театр Гольдони театр им. Моссовета театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эхо Москвы юбилей Юлия Высоцкая