Eng
Пресса

«Рай» Кончаловского. Суровый взгляд на ужасы нацизма

9 сентября 2016 г., IL GIORNALE DI VICENZA

Свежий ветер качает деревья на осеннем побережье. В то время как многие уезжают, а многие уже покинули город, в конкурсной программе 73-го Венецианского кинофестиваля демонстрируются заключительные фильмы. В ожидании закрытия конкурсной программы на сцену выходят «священные титаны», такие как Лав Диас и Эмир Кустурица. Среди них и еще один великий режиссер — Андрей Кончаловский, который представляет свой фильм «Рай» («Paradise»), демонстрирующийся одновременно с последним из трех итальянских фильмов конкурсной программы — «Эти дни» Джузеппе Пиччони. Жестоко сравнивать настоящего Мастера и ремесленника, который старается изо всех сил, два фильма, в одном из которых дыхание вечности, а другой едва дышит. В одном — настоящие актеры, в другом актеры едва понимают, что значит играть. Можно было бы продолжать и дальше, но тогда не останется места поговорить о «Рае» и его режиссере, 79-летнем Андрее Кончаловском, который снова сводит счеты с Историей периода второй мировой войны.

Главные герои фильма — русская эмигрантка Ольга, аристократка, участница французского Сопротивления (великолепная Юлия Высоцкая), француз-коллаборационист Жюль (потрясающий Филипп Дюкен) и немец Хельмут, дворянин, высокопоставленный офицер СС (незабываемый Кристиан Клаус). Ольга живет в Париже, оккупированном немецкими войсками. Когда она пытается спасти от облавы двух еврейских детей, ее арестовывают нацисты. Дело Ольги ведет Жюль. Испугавшись грозящих ей пыток, Ольга предлагает ему себя, но попадает в немецкий концлагерь. Здесь ее находит Хельмут, посланный Гиммлером контролировать бухгалтерию и моральный дух в концлагерях. Эта встреча воскрешает воспоминания о любви, связавшей их во время путешествия в Италию еще до войны. Хельмут обещает Ольге, что они смогут вместе сбежать. В результате вместо себя он посылает другого человека, а Ольга меняется местами с обреченной на смерть узницей и доверяет ей двоих детей, о которых заботилась в концлагере. Ольга погибнет в газовой камере. Он погибнет при бомбардировке. Дети спасутся.

Фильм, мастерски снятый в черно-белом цвете, передает реальность концлагеря, ни разу не скатившись в банальность или жалостливость, и поражает силой образов и актерской игры. Всех трех главных героев мы видим на протяжении всего фильма на первом плане — одетые в светлое, они подают свои мысли и чувства так, как будто стоят перед судом. И только Ольга будет помилована.

Кончаловский обращается к одному из самых страшных периодов мировой истории — приходу фашизма к власти и уничтожению миллионов людей, которые не вписывались в нацистскую идею «идеального рая». Подобные идеи существуют и сейчас, и этот фильм — предостережение всем нам. «Наши дни» Джузеппе Пиччони — маленькое «Большое разочарование» по-итальянски. Четыре подруги отправляются в путешествие в тяжелый для них момент жизни. Лилиана должна написать дипломную работу, она влюблена в профессора и недавно узнала, что больна раком. Катерина едет в Белград, чтобы работать официанткой. Анна на третьем месяце беременности и должна сдать экзамен по скрипке. Анжела влюблена в друга своего отца. За время путешествия им удастся разобраться в себе и по возвращении ничего уже не будет, как прежде. Это мог бы быть хороший фильм, если бы режиссер не наводнил его сотней ненужных ситуаций и если бы из актеров кто-нибудь кроме Марии Роверан играл достоверно. Очень жаль.

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Альберто Тестоне Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Бергман Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир выпускники ГИТИС Гомер и Эдди Грех Дмитрий Петрович Кончаловский Дорогие товарищи! Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной карантин кинорежиссер книга Кончаловский Король Лир коронавирус COVID-19 Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон МАМТ Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Минкульт Мисс Жюли Монстр МХАТ им. М. Горького МХАТ им. М.Горького Наблюдатель Неаполь новость новый проект Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Отелло Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Пути России Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Русские сезоны Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни ТАСС творческая мастерская Андрея Кончаловского театр театр Гольдони театр им. Моссовета театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эхо Москвы юбилей Юлия Высоцкая