«Рай» Кончаловского. Суровый взгляд на ужасы нацизма
Свежий ветер качает деревья на осеннем побережье. В то время как многие уезжают, а многие уже покинули город, в конкурсной программе 73-го Венецианского кинофестиваля демонстрируются заключительные фильмы. В ожидании закрытия конкурсной программы на сцену выходят «священные титаны», такие как Лав Диас и Эмир Кустурица. Среди них и еще один великий режиссер — Андрей Кончаловский, который представляет свой фильм «Рай» («Paradise»), демонстрирующийся одновременно с последним из трех итальянских фильмов конкурсной программы — «Эти дни» Джузеппе Пиччони. Жестоко сравнивать настоящего Мастера и ремесленника, который старается изо всех сил, два фильма, в одном из которых дыхание вечности, а другой едва дышит. В одном — настоящие актеры, в другом актеры едва понимают, что значит играть. Можно было бы продолжать и дальше, но тогда не останется места поговорить о «Рае» и его режиссере, 79-летнем Андрее Кончаловском, который снова сводит счеты с Историей периода второй мировой войны.
Главные герои фильма — русская эмигрантка Ольга, аристократка, участница французского Сопротивления (великолепная Юлия Высоцкая), француз-коллаборационист Жюль (потрясающий Филипп Дюкен) и немец Хельмут, дворянин, высокопоставленный офицер СС (незабываемый Кристиан Клаус). Ольга живет в Париже, оккупированном немецкими войсками. Когда она пытается спасти от облавы двух еврейских детей, ее арестовывают нацисты. Дело Ольги ведет Жюль. Испугавшись грозящих ей пыток, Ольга предлагает ему себя, но попадает в немецкий концлагерь. Здесь ее находит Хельмут, посланный Гиммлером контролировать бухгалтерию и моральный дух в концлагерях. Эта встреча воскрешает воспоминания о любви, связавшей их во время путешествия в Италию еще до войны. Хельмут обещает Ольге, что они смогут вместе сбежать. В результате вместо себя он посылает другого человека, а Ольга меняется местами с обреченной на смерть узницей и доверяет ей двоих детей, о которых заботилась в концлагере. Ольга погибнет в газовой камере. Он погибнет при бомбардировке. Дети спасутся.
Фильм, мастерски снятый в черно-белом цвете, передает реальность концлагеря, ни разу не скатившись в банальность или жалостливость, и поражает силой образов и актерской игры. Всех трех главных героев мы видим на протяжении всего фильма на первом плане — одетые в светлое, они подают свои мысли и чувства так, как будто стоят перед судом. И только Ольга будет помилована.
Кончаловский обращается к одному из самых страшных периодов мировой истории — приходу фашизма к власти и уничтожению миллионов людей, которые не вписывались в нацистскую идею «идеального рая». Подобные идеи существуют и сейчас, и этот фильм — предостережение всем нам. «Наши дни» Джузеппе Пиччони — маленькое «Большое разочарование» по-итальянски. Четыре подруги отправляются в путешествие в тяжелый для них момент жизни. Лилиана должна написать дипломную работу, она влюблена в профессора и недавно узнала, что больна раком. Катерина едет в Белград, чтобы работать официанткой. Анна на третьем месяце беременности и должна сдать экзамен по скрипке. Анжела влюблена в друга своего отца. За время путешествия им удастся разобраться в себе и по возвращении ничего уже не будет, как прежде. Это мог бы быть хороший фильм, если бы режиссер не наводнил его сотней ненужных ситуаций и если бы из актеров кто-нибудь кроме Марии Роверан играл достоверно. Очень жаль.