«Рай» — черное и белое Андрея Кончаловского
Вновь обретенный друг: в рамках празднования Дня памяти жертв Холокоста (сегодня, в понедельник и вторник в Эдисоне) на экран выходит фильм, который мы уже считали забытым. Получив год назад Серебряного льва в Венеции (взятого на бис после Льва за поэтичные «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» в 2014 году), восьмидесятилетний маэстро из России Андрей Кончаловский проводит нас за руку по воображаемому, расположенному в лимбе суду, в котором банальность зла (и добра) приводит свои доводы, даже не пытаясь найти оправданий, неожиданно возникающих среди проблесков сознания.
В фильме формата 4:3, прекрасно задуманном и смонтированном, снятом в глубоком черно-белом цвете, автор удивительным образом размышляет о человеческой природе.
Во времена Второй мировой войны трем судьбам — французского коллаборациониста, немецкого коменданта концентрационного лагеря и русской аристократки, участвовавшей в сопротивлении, — пришлось переплестись. Третья, арестованная первым, стала заключенной второго... Цепь, скованная из ужасов, соотношений сил, призраков, преследующих того, кто еще вчера изучал Чехова, а сегодня готовит операции по уничтожению, три исповеди, наполненные привычными жестами и неожиданными порывами, созданный на земле ад и иллюзорный рай. Нож, вонзенный в дряблое сердце «вчера», продолжающий причинять боль истерзанному и неопределенному «сегодня», так что кажется — только предельная жертвенность может одержать победу над риторикой ненависти.
Оригинал по ссылке: http://www.gazzettadiparma.it/critica-film/cinema-news/490231/paradise-il-bianco-e-nero-di-konchalovski.html