Eng
Пресса

Потрясающий фильм Андрея Кончаловского «Рай»

17 мая 2017 г., Entretanto MAGAZINE

Я всегда спрашивал себя, что было бы с создателем «Сибириады», если бы он остался работать в США, до какой степени брутальности дошел бы этот великий русский кинорежиссер, если бы продолжил снимать фильмы типа «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне. На счастье всем любителям кино режиссер мастерски сделанного «Поезда-беглеца» вернулся в свою родную Россию и продолжает делать свои фильмы там, чему я несказанно рад.


Если кино — искусство, Искусство С Большой Буквы, то мы обязаны этим таким фильмам, как последняя работа Андрея Кончаловского «Рай».


В картине три главных героя: француз-коллаборационист Жюль (Филипп Дюкен), аристократичная и утонченная русская княгиня Ольга (Юлия Высоцкая), пытающаяся спасти еврейских детей, и молодой офицер СС Хельмут (Кристиан Клаусс), которому по приказу Гимлера поручено покончить с коррупцией в концлагерях. При помощи этих персонажей и их посмертных интервью (с Богом ли, с режиссером — они здесь практически неотделимы) Андрей Кончаловский в прозрачном и сдержанном черно-белом повествовании на трех языках — французском, русском и немецком — рассказывает нам о недавних событиях истории Европы, об ужасе под названием «нацизм», который превратил старый континент в Дантов ад.


Ошеломляющий своими зверскими подробностями (девушка в предсмертной агонии, а ее товарки бросаются к ней, но не для того, чтобы облегчить страдания, а чтобы украсть у нее сапоги; начальник концлагеря дает урок того, как правильно бить ногами человека), вдохновенный и гениальный (вспышки воспоминаний об итальянской деревушке как просветы в темноте концлагеря; разговор, в котором начальник лагеря признается офицеру СС — чтобы построить немецкий рай, он создал ад) фильм Андрея Кончаловского проходит сквозь души трех персонажей, чьи короткие жизни сплетаются в водовороте человеческого безумия.


Француз-полицейский сожалеет, что у него не хватило времени переспать с русской аристократкой, которая предлагает ему себя, чтобы избежать ужасов заключения; офицер СС, узнав в одной из заключенных концлагеря, который он приехал инспектировать, русскую княгиню, свою мимолетную любовницу, с которой он проводил время на итальянской вилле и которая не отвечала на его письма, на какой-то момент вновь становится человеком и безумно хочет спасти ее от смерти; но русская княгиня превращается в героиню, приносящую себя в жертву, она исчезает по своей собственной воле.


Это абсолютный шедевр, и по глубине, и по форме. Многослойное повествование Андрея Кончаловского об этике и причинах зла, где образованные и аристократичные нацистские офицеры рассуждают об Антоне Чехове и страдают от того, что любовница умирает в газовой камере концлагеря, а на заднем плане слышен шум беспрестанно прибывающих поездов с человеческим грузом, который нужно обработать...


Да будет благословенно русское кино!

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Возлюбленные Марии Война и мир Гомер и Эдди Дуэт для солиста Дуэт для солистки История Аси Клячиной кинорежиссер Кончаловский Король Лир Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон Мариинка Мариинский театр мастер-класс Мисс Жюли Неаполь новость Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда Первый учитель Последнее воскресение Правила жизни Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Санкт-Петербург Сибириада спектакль Стыдливые люди театр театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман юбилей Юлия Высоцкая