Eng
Пресса

Почтальон Тряпицын вступил в борьбу за Льва Святого Марка

5 сентября 2014 г., Газета "Известия"

6 сентября 71-й Венецианский фестиваль подведет итоги. Очень неровный конкурс, несколько сильнейших работ, впервые в истории композитор во главе жюри. Как именно распределят призы Александр Деплэ и его коллеги, предугадать сложно, но круг потенциальных лауреатов более или менее очевиден.

Серьезный претендент на награду в той или иной категории — «Бёрдман» Алехандро Гонсалеса Интярриту, открывавший фестиваль. После родного испанского, на котором говорили герои «Бьютифул», режиссер вновь перешел на английский и снял картину о звездах и со звездами, но, как выразился бы поэт Александр Еременко, «затронул душевной струны» и людей, далеких от искусства.

О «Бёрдмане», как и о другом возможном претенденте на один из призов — фильме «99 домов» Рамина Бахрани — «Известия» уже писали, и пока расклад не изменился: сыгравший в «99 домах» Эндрю Гарфилд, похоже, будет оспаривать главный мужской актерский приз у Аль Пачино с его «Манглхорном».

Когда фестиваль, перевалив за экватор, начал сбавлять обороты, встряхнуть ситуацию удалось шведу Рою Андерссону с фильмом «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»: черной комедией, которая начинается с трех коротких новелл о встрече человека со смертью и продолжается не менее абсурдными историями о встрече с жизнью.

Множество появившихся персонажей исчезают, возвращаются снова, потом вдруг оказываются неожиданно связанными между собой. Среди них король Карл XII — сначала он с войском победно шествует на Полтавскую битву мимо какого-то кафе в современном спальном районе, потом тем же маршрутом возвращается оттуда поверженным.

Два персонажа, которые проходят через весь фильм, — уже не первой молодости мужчины с брюшком и вечно постным выражением на лицах, работающие, по их собственному утверждению, в индустрии развлечений. На деле это означает, что они странствуют по городу, пытаясь пристроить в магазины «мешки смеха», вампирские челюсти и маски однозубого старика — «неизменные атрибуты веселой вечеринки». Но что-то более невеселое, чем эта парочка, трудно себе представить.

Несоответствие между видимостью и сущностью, взятой на себя ролью и реальным положением дел — на этом держится вся изящная конструкция фильма Андерссона. «Я рад, что у тебя всё хорошо», — эта фраза, которую периодически произносят по телефону самые разные персонажи, звучит здесь рефреном и не означает ровным счетом ничего: вряд ли у невидимого собеседника действительно всё в порядке, а даже если это и так, трудно поверить, что герои Андерссона способны чему-то радоваться.

Вновь, как и в прошлом году, фестиваль включил в программу документальную картину — на этот раз «Вид тишины» Джошуа Оппенхаймера, продолжение его прошлого фильма «Акт убийства». Вновь воспоминания о событиях в Индонезии почти полувековой давности и попытка разобраться, как могут продолжать спокойно существовать рядом жертвы и палачи. Фильм об упоении насилием и неспособности противостоять злу.

Документалистика на конкурсе игрового кино — тренд последнего времени, и в прошлом году в Венеции победителем стала именно документальная картина. «Взгляд тишины» пока лидирует в рейтингах критики, так что прошлогодняя ситуация может и повториться.

Видимость документального повествования, будто увиденного и заснятого скрытой камерой течения жизни — то, с чем вошел на нынешний Венецианский фестиваль российский кинематограф. В фильме Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» почти во всех ролях — жители сел и деревень, где снималась картина: это Кенозеро в Архангельской области и его окрестности. Причем актеров не просто зовут так же, как их персонажей, — границы между героем и исполнителем фактически не существует.

Почтальон Тряпицын, как и его односельчане, вырос в этих местах, никогда отсюда не уезжал, помнит, как школьниками они уплывали «смотреть на кикимору» и верит, что кикимора действительно до сих пор живет в дальних заводях. Знает рыбные места и может организовать рыбалку «начальству», а именно генералу с находящегося неподалеку космодрома Плесецк. Уже два года не пьет и надеется побороть и другую скверную привычку: курение.

Выказывает всяческие знаки внимания бывшей однокласснице, которая вдруг вернулась в родные места, и искренне привязывается к ее маленькому сынишке. Любит смотреть по телевизору передачу «Модный приговор», а может быть, ему просто нравится, когда голоса Эвелины Хромченко и Александра Васильева звучат фоном в его квартире. А еще иногда Тряпицыну является, а потом исчезает серый кот, но вообще в деревне серых котов нет...

«Я пытался увидеть мир вокруг нас глазами новорожденного», — говорит Андрей Кончаловский, и действительно, его герой смотрит на мир так, будто никакого «экрана» из культурных, социальных, религиозных традиций между ним и окружающей действительностью не существует. Есть он, почтальон Тряпицын, есть Кенозеро и его щемящая красота, есть люди, среди которых он живет и каждый из которых — такой же сколок нашей действительности, как и он сам.

И кикимора в болоте, и ракета на старте, и украденный с почтальонской лодки мотор, и робкая любовная история, и противозаконно выловленная, но совсем уж бессовестно изъятая патрулем у деревенских мужиков рыба, — всё это фрагменты созданной Кончаловским фрески про русский мир, его весну, лето, осень и зиму, его белые ночи и полные морока дни.

Про смесь быта и мистики, космических ракет и покосившихся изб, «колдовских» озер и суетной жизни, кишащей по их берегам. У этой картины нет жанра, как нет и навязчивой морали или суггестивно поданного послания к человеку. Уникальный ансамбль непрофессиональных актеров, блестящий тандем режиссера и оператора Александра Симонова — всё это позволяет надеяться, что «Белые ночи...» окажутся среди победителей.

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» участвуют и в кинорыке, который проходит одновременно с фестивалем. На кинорынке представлены и российские фильмы из каталога «Роскино» Doors» — более 20 картин, в том числе и те, чьи премьеры состоялись в июне на «Кинотавре». Большая часть из этих фильмов уже приобретена для распространения в США через VOD (видео по запросу). В Венеции «Роскино» сообщило также о том, что через платформу VOD на площадках Hulu и Hulu Plus будут распространяться российские сериалы.

То, что к сериалам уже давно никто не относится как к второстепенному продукту, продемонстрировал и нынешний Венецианский фестиваль — включив в свою внеконкурсную программу премьеру сериала «Оливия Киттеридж» режиссера Лизы Холоденко с Фрэнсис МакДорманд в главной роли (актрисе был вручен специальный приз за вклад в кино).

Что же касается выхода российских сериалов на международный рынок, то, по достигнутым между «СТС-Медиа» и «Роскино» договоренностям, на VOD-платформах США уже есть «Молодежка», «Ранетки», «Выжить после» и «Метод Лавровой». Сериалы наряду с фильмами и продуктами новых медиа будут представлены и на первом Медиафоруме, который уже меньше чем через месяц стартует в Петербурге.

Лариса Юсипова

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Альберто Тестоне Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Бергман Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир Гомер и Эдди Грех Дмитрий Петрович Кончаловский Дорогие товарищи! Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной карантин кинорежиссер книга Кончаловский Король Лир коронавирус COVID-19 Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон МАМТ Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Минкульт Мисс Жюли Монстр МХАТ им. М. Горького МХАТ им. М.Горького Наблюдатель Неаполь новость новый проект Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Отелло Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Пути России Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Русские сезоны Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни ТАСС театр театр Гольдони театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эхо Москвы юбилей Юлия Высоцкая