Eng
Пресса

Оживший классик

9 ноября 2010 г., РБК daily

Ленту снял американец Майкл Хоффман по мотивам романа американского исследователя Джея Парини, в основном с британскими актерами и на немецкие деньги. Хотя Парини пользовался данными из дневников Льва Толстого и его близких и несмотря на участие в проекте продюсерского центра Андрея Кончаловского, фильм, слава богу, представляет собой иностранный взгляд на русского классика.

На прошлогоднем Римском кинофестивале Хелен Миррен, сыгравшая Софью Толстую, получила приз за лучшую женскую роль. Потом ее номинировали за эту роль на «Оскар» и «Золотой глобус». Интересно, что на награды претендовал и Кристофер Пламмер, сыгравший Льва Николаевича, но в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».
1910 год, в Ясную Поляну прибывает новый секретарь Толстого Валентин Булгаков (Джеймс Макэвой) — восторженный юноша, влюбленный в тезис о непротивлении злу насилием и прочие толстовские идеи. И приземляется точно посреди ожесточенной борьбы за близость к Толстому (Пламмер), которую ведут между собой графиня (Миррен) и ближайший соратник писателя Владимир Чертков (Пол Джаматти). Эта борьба расколола и семейство Толстых: его сын Анд¬рей (Томас Спенсер) полностью на стороне матери, а дочь Саша (Энн-Мэри Дафф) поддерживает Черткова.

Наблюдая за жизнью семьи, Булгаков видит и борьбу в душе самого Льва Николаевича, которая заканчивается его побегом из Ясной Поляны с 39 руб. в кармане, болезнью и смертью на железнодорожной станции Астапово. Все это происходит под пристальным вниманием журналистов, крестьян и просто зевак.

Среди редких претензий, звучавших в адрес фильма, главная заключалась в том, что русский писатель с женой вышли несколько легкомысленными. Что даже такой тяжелый момент, когда узнавшая о побеге мужа графиня с изменившимся лицом бежит к пруду, смотрится водевильно. Толстой, несмотря на весь свой трагизм и болезнь, выглядит жизнелюбивым стариком, сразу же бросающимся обниматься с новым секретарем. Мужем, которому жена может заявить: «Я твоя маленькая курочка, а ты мой могучий петушок». И даже залезть на балкон его кабинета, чтобы подслушать, о чем он сговаривается с Чертковым (фотографы в этот момент снимают происходящее, а крестьяне наблюдают и, кажется, думают, что баре совсем «с глузду двинулись»).
Но подозрения в водевильности — издер¬жки нашего собственного взгляда на Толстого. Судя по дневникам, которые Толстые вели во множестве, по свидетельствам Горького, Вересаева и других знакомых с Львом Николаевичем людей, несмотря ни на что, он действительно был активным и остроумным, любил хорошую шутку и крепкое словцо (хотя считать его, как сейчас принято выражаться, «прикольным чуваком» все же не стоит). В общественном российском сознании именно Толстой выглядит монументальнее других русских классиков, даже не памятником, а какой-то вечно спокойной египетской пирамидой. Оживить его сегодня, когда мало кто возьмется прочесть что-либо из Толстого, выходящее за рамки школьной программы, способны как раз такие фильмы, как «Последнее воскресение».

Пять фраз от Льва Толстого
«Он пугает, а мне не страшно»
(о творчестве Леонида Андреева).
«Я не зяблик, чтобы все время петь одну и ту же песню»
(Горькому в ответ на его упрек в том, что Толстой только что сказал одно, а в «Крейцеровой сонате» по тому же вопросу имел в виду прямо противоположное).
«Писать стихи — все равно что идти за плугом приплясывая»
(о поэ¬зии, которую не жаловал).
«Трагизм... Бывало, Тургенев приедет и тоже все: «Траги-изм, траги-изм...»
(в беседе с Викентием Вересаевым о смысле жизни).
«Ему мешает медицина, не будь он врачом — писал бы еще лучше»
(о Чехове, которого очень ценил).

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Альберто Тестоне Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Бергман Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир выпускники ГИТИС Гомер и Эдди Грех Дмитрий Петрович Кончаловский Дорогие товарищи! Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной карантин кинорежиссер книга Кончаловский Король Лир коронавирус COVID-19 Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон МАМТ Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Минкульт Мисс Жюли Монстр МХАТ им. М. Горького МХАТ им. М.Горького Наблюдатель Неаполь новость новый проект Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Отелло Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Пути России Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Русские сезоны Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни ТАСС творческая мастерская Андрея Кончаловского театр театр Гольдони театр им. Моссовета театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эхо Москвы юбилей Юлия Высоцкая