Eng
Пресса

Обзор фильмов Венецианского кинофестиваля. «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»

6 сентября 2014 г., Variety

Действие фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» разворачивается в изолированной от внешнего мира деревне на дальнем севере России, художественная лента наполнена реальностью, а роли сыграны по большей части местными жителями, не являющимися профессиональными актерами, а просто живущими перед камерой своей повседневной жизнью.

История, в центре которой фигура харизматичного почтальона, единственного из деревенских жителей, кто контактирует с внешним миром, позволяет Кончаловскому касаться множества тем — от величия природы до посткоммунистической ностальгии и водки, непременно водки. При этом ряд впечатляющих кадров и симпатичный протагонист вряд ли скроют от глаз суть сюжета — это означает, что международный показ ориентирован больше на фестивали, а релиз в Европе будет ограниченным.

Изображение российской глубинки, по-видимому, стало трендом после выхода «Овсянок»Алексея Федорченко и ряда других картин, хотя Кончаловского, конечно, не назовешь новичком в этом жанре: у его «Почтальона»много общего с «Курочкой Рябой», фильмом-участником основного конкурсного показа Каннского кинофестиваля (1994), — обе картины снимались в деревне и обе с привлечением местных жителей в качестве актеров-непрофессионалов.

Впечатленный идеей о жизненно важной роли деревенского почтальона как связующего звена для жителей труднодоступных поселений, режиссер искал «своего» актера и нашел его в лице Алексея Тряпицына, живущего и работающего в далекой глубинке — на берегу Кенозера, расположенного к югу от Архангельска.

В рекламном буклете к фильму следовало бы поместить высказывание самого Кончаловского:«Этот фильм показывает мою собственную жизнь среди очень простых русских людей», — слова, проникнутые либо снисхождением, либо иронией (трудно сказать, чего здесь больше, наверное, все-таки снисхождения).

«Почтальон», конечно, не высмеивает местных жителей, но уж точно показывает их как типичное простонародье с минимальным набором потребностей (например, тягой к водке); второстепенные персонажи, особенно когда мы видим их на работе, например, продавец магазина или служащий почтового отделения, вызывают куда больший интерес, чем большинство главных героев.

Леха (Тряпицын) — местный алкоголик, вернувшийся к нормальной жизни, в завязке уже два года. Он развозит на моторной лодке почту, пенсии, а попутно доставляет и многое другое, что делает его ключевой фигурой, связывающей деревенских жителей, проживающих в труднодоступных районах без дорог, с внешним миром. Неунывающий шутник, Леха охотно флиртует, особенно с Ириной (Ирина Ермолова, одна из немногих профессиональных актрис в картине), переселенкой, приехавшей в эти места со своим маленьким сыном Тимуром, или Тимкой(Тимур Бондаренко, еще один протагонист и чрезвычайно симпатичный персонаж).

Именно с этими тремя героями связаны наиболее интересные сцены фильма, например та, где Леха берет Тимку с собой на лодку и пугает мальчика рассказами о местной ведьме, Кикиморе.

Перелом наступает в тот момент, когда у Лехи крадут лодочный мотор и он больше не можетделать свою работу. В городском почтовом отделении ему говорят, что получение нового мотора по официальным каналам может занять целые месяцы, это для него не вариант, но купить мотор на свои деньги он не может. В довершение всех бед уезжает Ирина, объект его безответной любви.

Кончаловский вставляет в сюжет и эпизод, происходящий на соседнем космодроме Плесецк как раз перед запуском космической ракеты, напоминая таким образом, что современный мир существует бок обок с допотопными поселениями, состоящими из деревянных лачуг, обитатели которых живут примерно так же, как на протяжении веков в них жили предыдущие поколения.

Кого-то из зрителей идея впечатлит, но все же это довольно незатейливая декларация, и, не говоря уже о гэговой сценке ближе к финалу, которая вызывает смех, включение в картину сцен с ракетой представляется большой натяжкой.

Намного более удачными выглядят кадры, где Леха замирает, чтобы послушать природу, и через удачный переход от естественных звуков к музыке (особенно «Реквиему» Верди) буквально внимает духу возвышенного.

Эти моменты среди озерных заливов и устремленных ввысь лесов впечатляют куда больше, чем пунктирный сюжет. Интересно показано и отношение сельчан к прошлому — и в сцене похорон старой женщины, уважительно именуемой последним представителем эпохи «социалистического романтизма», и в ностальгической попытке Лехи на руинах давно закрывшейся местной школы вспомнить популярные коммунистические песни.

Проскальзывает намек, что в ту пору цель жизни была более осязаемой, однако этот мотив глубоко не исследуется, как, впрочем, и все остальные мотивы в картине.

Такой вид поверхностного импрессионизма почти что срабатывает— благодаря не столько кипучей натуре Тряпицына, сколько операторскому мастерству Александра Симонова, которое открывает богатые горизонты за пределами ограниченного масштаба картины.

Кадр в начале фильма, снятый из-за спины Лехи, мчащегося по водной глади озера, удивительно красив, что, кстати, демонстрирует мастерство режиссера уровня Кончаловского, который может взять довольно расхожую картинку и, точно зная угол съемки и наложив на нее постепенно набирающее силу хоровое пение, сделать кадр гипнотически завораживающим.

Интерьеры часто сняты с необычных косых ракурсов, как бы подчеркивающих своеобразие местной жизни. Рассеянный свет восхитительного по красоте северного сияния, характерного для здешних мест, добавляет величия натурным съемкам.

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир Гомер и Эдди Грех Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной кинорежиссер Кончаловский Король Лир Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Мисс Жюли Монстр Наблюдатель Неаполь новость Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни театр театр Гольдони театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман юбилей Юлия Высоцкая