Eng
Пресса

Микеланджело Буонарроти в биографическом фильме Андрея Кончаловского

2 декабря 2019 г., 
https://www.artribune.com/arti-performative/cinema/2019/12/furore-artistico-michelangelo-film-biopic-andrey-konchalovsky/

Существует редкая категория произведений искусства, которые формируют мировую культуру. Они не отвечают массовым потребностям рынка и не претендуют на всеобщее признание. Их прочный остов создан из индивидуальности самого творца, его неукротимой одержимости темой или идеей и, безусловно, желанием поделиться с другими предметом своего интереса. Соприкоснувшись с их творчеством, будь то музыка, литература или кинематограф, человек уже никогда не останется прежним.

ФИЛЬМ КОНЧАЛОВСКОГО
Фильм «Грех» безусловно выходит за рамки традиционного кинематографического измерения. Длинный хронометраж ленты – своеобразный вызов «скоропалительной» современности – нисколько не утомляет. Более того, он позволяет с редким для нынешнего кинематографа уважением к зрителю погрузиться в атмосферу давно ушедшей эпохи. Удивительна и творческая «формула», разработанная режиссером, – слияние исторических фактов и современных фотографических образов, человеческой слабости и художественного величия.

Благодаря знаниям и «страстному» увлечению жизнью и творчеством Микеланджело, авторам сценария – Андрею Кончаловскому и Елене Киселевой – удалось создать реальность, в которой жизненный путь исторической личности воспринимается зрителем как собственный со всеми его падениями и взлетами, муками и радостями. Подобное отношение характерно и для картины Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина», за который режиссер получил Серебряного льва за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале в 2014 году. За этой победой последовал и другой Серебряный лев, врученный Андрею Кончаловскому в 2016 году за фильм «Рай».

ТВОРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Уникальный дар великих режиссеров – умение с помощью кинематографических средств воссоздать историческую реальность, в которой зритель видит не просто «картинку», а воспринимает ее всеми органами чувств через запахи, осязание, слух, зрение. Кончаловский показывает нам страдающего Микеланджело, воплощенного Альберто Тестоне, – как человека и художника, который «извлекает» красоту из трудно подвластной материи, надрывая спину и ломая ногти. Никаких спецэффектов: животные, как и столетия назад, тянут мрамор; люди, невзирая на страх и усталость, добывают и обрабатывают его. Все это придает картине историческую достоверность. Великая эпоха, как с исторической, так и с социальной точек зрения, предстает перед зрителем вместилищем божественного вдохновения и красоты, и в то же время неподвластной разуму жестокости.

Подобно тому, как Микеланджело вскрывает тела, чтобы изучить анатомию, так и режиссер, в стремлении рассказать правду о художнике, демонстрирует ремесленную, а не парадную сторону эпохи, грязь и простоту рабочей одежды, а не элегантность придворных костюмов. Только так можно заставить нас почувствовать то, что чувствовал Микеланджело, и увидеть то, что он видел. Кончаловский верен истории, которая прославляет работы великого итальянского мастера, но при этом сознательно искажает ее, чтобы подчеркнуть красоту его творений.

Фильм «Грех» далек от гламурных биографических произведений. Наравне с замечательными актерами, такими как Орсо Мария Гуеррини, в картине снимались профессиональные каменотесы, работающие в горных карьерах.
Иконографическое воспроизведение мест, в которых бывал Микеланджело, – от Рима до Флоренции и Монте Альтиссимо в Карраре – напоминает непрерывную живописную фреску. Работа художника-постановщика Маурицио Сабатини и художника по костюмам Дмитрия Андреева дополняют творческое видение режиссера. Очевиден и вклад съемочной группы (съемки шли четырнадцать недель), о чем свидетельствуют впечатляющие эпические кадры добычи и обработки мрамора и спуск каменного Монстра с горы.

ПРОИЗВОДСТВО
Фильм «Грех» – совместная постановка «Фонда Андрея Кончаловского по поддержке кино и сценических искусств» и итальянской компании Jean Vigo Italia, телеканала Rai Cinema, при участии Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».
Алишер Усманов – известный меценат, внесший значительный вклад в продвижение итальянского художественного наследия. Благодаря его поддержке была решена задача объединить творчество двух художников: Кончаловского и Микеланджело, иными словами – кинематографа и изобразительного искусства.
Исследовательский взгляд Кончаловского, который, используя возможности кинематографа, документирует свое путешествие в мир прославленного мастера, надолго останавливается на одном из самых значимых для Микеланджело мест, а именно Монте Альтиссимо. Сцены, снятые в каменных карьерах, исключительно достоверны, и тот факт, что в съемках были заняты профессиональные каменотесы, вызывают ощущение, что эти люди работают там и по сей день: они поднимаются и спускаются по узким тропинкам, нависающим над обрывами, в жару и в холод в вечной белой каменной пыли, похожей на туман. А их голоса отражаются горным эхом. Они живут в ремесленном мире, существующем для нужд искусства.

КОНТЕКСТ
Сцены, в которых Микеланджело и мастера-каменотесы добывают мрамор, – снимались в Карраре в реальных горных карьерах, и тем не менее они кажутся сюрреалистичными. Режиссёр ведет зрителя по фильму подобно тому, как Микеланджело выбирает камень, вырезает его из горы, чтобы потом, удалив все лишнее, освободить из него свое произведение.

Постер фильма – великолепная метафора противостояния художника и его работ, человека и природы, режиссера и истории. А кроме того, осознание угрозы физической смерти от усталости при «освобождении» души белоснежного мраморного блока.

Для Кончаловского особенно важно, что показ фильма состоялся не только в Риме, Милане и Флоренции в присутствии людей, которые внесли свой вклад в его создание, но и в Карраре, где его посмотрели каменотесы и ведущие специалисты компании Henraux, специализирующейся на добыче мрамора, а также ее президент Паоло Карли.

Компания Henraux получила свое название в честь офицера наполеоновской армии Жана Батиста Александра Хенро. Он выкупил в Монте Альтиссимо карьер, который довольно долго не использовался, и в 1821 году возобновил добычу знаменитого каррарского мрамора «статуарио».

Микеланджело впервые исследовал это место в 1517 году в поисках мрамора для строительства фасада Базилики Сан-Лоренцо во Флоренции. Затем художник переехал в Серравеццу, недалеко от Каррары, чтобы наладить работы по добыче мрамора в новых карьерах, которые на тот момент принадлежали Флоренции.
Одна из тем фильма, которой уделяется особое внимание, – граничащая с безумием природа мастера, его неспособность вести конструктивный диалог людьми: членами семьи, влиятельными заказчиками; неумение распоряжаться деньгами. «Нет греха, который бы я не совершил», – заявляет Микеланджело, признавая безоружность человека перед великой силой искусства.

Источник статьи.

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Альберто Тестоне Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Бергман Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир выпускники ГИТИС Гомер и Эдди Грех Дмитрий Петрович Кончаловский Дорогие товарищи! Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной карантин кинорежиссер книга Кончаловский Король Лир коронавирус COVID-19 Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон МАМТ Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Минкульт Мисс Жюли Монстр МХАТ им. М. Горького МХАТ им. М.Горького Наблюдатель Неаполь новость новый проект Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Отелло Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Пути России Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Русские сезоны Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни ТАСС творческая мастерская Андрея Кончаловского театр театр Гольдони театр им. Моссовета театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эхо Москвы юбилей Юлия Высоцкая