Как в кино
Поставив чеховского «Дядю Ваню» в Театре имени Моссовета, кинорежиссер Андрей Кончаловский сделал некоторых героев пьесы похожими на эксцентриков и даже клоунов. Деревенская усадьба превратилась в его спектакле в пространство, открытое всем ветрам, словно это съемочная площадка. Как и в другом своем театральном опыте по Чехову – спектакле «Чайка», киномастеру Кончаловскому не удалось учесть специфику сцены. В итоге возникает странное ощущение, что театральной постановке не хватает киномонтажа.
Успех фильма и кинорежиссера гораздо меньше зависит от качества актерской игры, чем в театральном спектакле. Даже если актер в кино сыграет «на троечку», эту ситуацию легко исправит монтаж. В театре он должен каждый вечер играть с полной отдачей, и далеко не все режиссеры способны этого добиться. Поэтому, взявшись за постановку театрального спектакля или оперы, кинорежиссеры, как правило, не могут совладать с театральной эстетикой. На эти «грабли» уже во второй раз наступает Андрей Кончаловский (лет пять назад он поставил в Театре имени Моссовета чеховскую «Чайку»). В его новом обращении к Чехову – спектакле «Дядя Ваня» все время сказывается кинематографический бэкграунд режиссера.
У большинства героев есть свой кинематографический прототип. Дядя Ваня (Павел Деревянко) напоминает персонажей Чарли Чаплина. «Маленького человека» всего-навсего переодели из черного фрака в светлый костюм провинциального франта прошлого века и сделали его гораздо менее лиричным. Герой Деревянко вызывает искреннее сочувствие только в нескольких моментах. Елена Андреевна (Наталья Вдовина) – недалекая блондинка, которая прилагает все силы, чтобы казаться изысканной и умной, напоминает то героинь Ренаты Литвиновой, то молчаливых звезд немого кино. Соня (Юлия Высоцкая) похожа на печальных клоунесс Джульетты Мазины. Героиня Высоцкой – девушка неловкая, затюканная заботами о домашнем хозяйстве и не очень красивая (даже роскошные волосы, которые упоминает Чехов, актриса прячет под платок). Но она на редкость искренна, добра, безответно любит Астрова (Александр Домогаров) и относится к нему очень трепетно и как-то по-матерински. Ближе к финалу, когда Соня зашивает возлюбленному дырявый носок, кажется, что доктор со временем откликнется на ее чувство. Домогаров играет Астрова человеком умным, циничным, уставшим от жизни. Он, как герои Аль Пачино, отлично знает женщин, но слишком мудр, чтобы влюбиться в Елену Андреевну или сожалеть, что ничего у них так и не вышло.
И только Александр Филиппенко, сыгравший профессора Серебрякова, похож исключительно на своего эстрадно-театрального двойника. Обаятельный профессор превращает каждый свой выход на сцену в «спектакль в спектакле». Заметно, что ему физически необходимы любовь поклонников и внимание публики. Даже если это всего лишь родственники и друзья дома, проводящие с ним в усадьбе лето.
Одним словом, материал набран интересный. Но интересные актерские работы в конструкции спектакля не слишком тщательно скреплены друг с другом. Все недосказанное театральным языком режиссеру приходится дополнять с помощью кинематографических средств. Поэтому сценический задник превращен в спектакле в киноэкран. Чтобы доказать, что Чехов в наши дни не утратил актуальности, на экране показывают документальные съемки вечерних пробок в районе площади Маяковского. Давая зрителям понять, что природа гибнет, а экология портится с каждым днем, режиссер сначала показывает им фотографию поляны с редкими чахлыми деревцами, а в финале спектакля то же фото с кучкой голых пней.
Несмотря на массу комических эффектов, спектакль получился довольно затянутым. И хочется порой обратиться к режиссеру словами героини картины «Человек с бульвара Капуцинов»: «Андрей Сергеевич, сделайте монтаж!»