Краткий обзор Венецианского кинофестиваля #3
Сняв жителей небольшой деревни на севере России в роли самих себя, режиссер Андрей Кончаловский создал подлинную и красивую картину, изображающую жизнь такой, какой она есть.
Скромно, но в то же время амбициозно, Кончаловский подходит к делу с уважением, пониманием и чувством юмора, рисуя картину, которая одновременно очень забавна (поскольку шутливопоказывает некоторые стороны русской души), трогательно реальна (глядя на повседневные ситуации, зритель начинает чувствовать себя в деревне как дома) и болезненно грустна.
Необъятная, красивая пустота пейзажа контрастирует с богатством человеческих отношений и чувством общности. Но даже в этом случае одиночество и отчаяние прослеживаются за улыбками, когда время берет свое, когда друзья медленно умирают или переезжают в большой город.
Время и внешний мир становятся здесь границами существования. Каждая смерть в деревне уменьшает сердца ее жителей и вносит немного пустоты в их жизнь. Большой город странен и недружелюбен; на самом деле, когда на некоторое время история переходит в город, даже я чувствую себя некомфортно. В деревне же чувствую себя как дома.
Режиссура Кончаловскоготонкая и блестящая. Время от времени он приближает нас к персонажам настолько, что мы чувствуем себя частью общины; в других случаях мы смотрим на них с расстояния, чтобы увидеть их одиночество. Он позволяет рассказу течь естественным образом, но все же включает несколько фантастически снятых кадров, как например съемки на лодке, на которой плывет герой фильма.
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» — особенный фильм. О нем можно сказать еще многое, но в некотором смысле это тот фильм, который вы захотите сохранить для себя, чтобы жить и дорожить им, как своим собственным. Я не стану утверждать, что он лучший, но, безусловно, это мой любимый фильм из всех представленных на фестивале.
Амброз Пивк