Eng
Пресса

Кончаловский снял фильм о таланте и пьянстве русского народа

5 сентября 2014 г., газета "Московский Комсомолец"

6 сентября будут объявлены лауреаты 71-го Венецианского кинофестиваля. Официальная премьера российского фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского состоялась накануне.

Его очень хорошо принимал зал на пресс-показе, аплодировали по окончании просмотра, что случается редко. И почти никто не покинул зал раньше времени. Надо сказать, что это прекрасное ощущение, когда тебе не стыдно за фильм своей страны.

Отметим, что в Венеции Кончаловский бывал не раз. Впервые в 1962 году с курсовой работой «Мальчик и голубь». Тогда же «Золотой лев» достался «Иванову детству» Андрея Тарковского, сценарий которого написан совместно с Кончаловским. Его собственный полнометражный дебют «Первый учитель» показали в Венеции в 1966 году. В 2002-ом Гран-при удостоен «Дом дураков».

Казалось бы, Андрей Кончаловский – респектабельный человек, видящий жизнь из окна автомобиля. Что он может знать о русской деревне, хотя уже снимал там не раз свои фильмы. Его новая картина – тихая, скромная, очень простая и бесхитростная — о буднях сельского почтальона из Архангельской области, которого сыграл реальный представитель этой профессии Алексей Тряпицын, или Лёха, как его тут называют.

Ежедневно мы видим его за завтраком под телепрограмму «Модный приговор». Он живет один. Иногда в доме появляется роскошный серый кот и смотрит в упор, а потом вдруг исчезает. Глюк. Не зря сестра Тряпицына спросит: «А ты не пьешь?».

Потом он на моторной лодке доставляет людям письма, пенсии и хлеб (его-то уж sms-кой не пошлешь, как скажет Лёха). До тех пор, пока не украдут мотор. Это событие породит мат на экране, весь набор запрещенных Минкультом слов. Куда же без мата русскому мужику да еще в экстремальной ситуации.

Кадры, когда Алексей Тряпицын рассекает водную гладь, - необыкновенной красоты. На фотографиях, которые он показывает с комментариями — люди, среди которых он живет. Вот бедняга-сосед, утонувший из-за водки (сам Алексей в завязке два года).

Вот одноклассница, ставшая начальницей в Рыбнадзоре. Ее сын Тимка любит с ним разговаривать. Сцена, когда ребенок вместе с Алексеем плывут на поиски кикиморы – просто чудесные.

В картине снимались сельские жители и только одна актриса Ирина Ермолаева из екатеринбургского «Коляда-театра». Она сыграла одноклассницу Лёхи. То, что она профессионалка, очевидно. Деревенская женщина без специальной актерской подготовки вряд ли бы вытянула некоторые сцены, а может бы, и не отважилась на них, особенно на одну интимную, свидетелем которой стал Лёха.

С непрофессиональными актерами Кончаловский уже работал в Горьковской области, когда снимал «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж».

Красоту Архангельской области, самую настоящую российскую Венецию великолепно снял оператор Александр Симонов, работавший на многих картинах Алексея Балабанова. Космическую музыку написал Эдуард Артемьев. Она многое дает картине, но и мешает. Возносит ее на тот уровень, какого в целом этой хорошей и точной картине не хватило.

Главная задача, которая стояла перед режиссером – найти нужного человека и зафиксировать его жизнь. Группа единомышленников прочесывала провинцию в поисках героя. Почтальон показался интересной профессией, ведь он общается со множеством людей. В течение восьми месяцев шел поиск, записывались интервью почтальонов. Остановились в итоге на Алексее Тряпицыне.

Сценарий по ходу съемок менялся, поскольку герой и его окружение подсказывали новые ходы. Отбирались наиболее самобытные люди, их в картине немало. Особенно вечно пьяный Витя Колобок – грандиозный дед-философ, рассуждающий так, как не всякий ученый муж сумеет.

Совсем недавно, предваряя московскую премьеру своего спектакля «Укрощение строптивой», поставленного в Неаполе, действие которого перенесено в Италию 20-х годов, Кончаловский сказал: «Я ставлю спектакли и фильмы так, словно пишу музыку. Я - композитор. Идеи вторичны. И если кто-то чего-то не понимает, значит, я проиграл».

Он постоянно задается вопросом: что собственно определяет уровень культуры целого народа – Пушкин или грязный туалет? На него и пытается дать ответ в новой картине, где говорит о долготерпении русского народа, его беспробудном пьянстве и таланте.

Светлана Хохрякова

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Альберто Тестоне Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Бергман Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир выпускники ГИТИС Гомер и Эдди Грех Дмитрий Петрович Кончаловский Дорогие товарищи! Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной карантин кинорежиссер книга Кончаловский Король Лир коронавирус COVID-19 Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон МАМТ Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Минкульт Мисс Жюли Монстр МХАТ им. М. Горького МХАТ им. М.Горького Наблюдатель Неаполь новость новый проект Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Отелло Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Пути России Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Русские сезоны Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни ТАСС творческая мастерская Андрея Кончаловского театр театр Гольдони театр им. Моссовета театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эхо Москвы юбилей Юлия Высоцкая