Eng
Пресса

Кончаловский отметил свой юбилей политическим трудом

20 августа 2007 г., Газета «Деловой Петербург»

«Это провокационная книга, которая, я надеюсь, вызовет яркие и яростные споры. Подобные книги предназначены как раз для того, чтобы будить спящий народ, спящую страну, которая сама не знает, что строит», – этими словами режиссер Андрей Кончаловский открыл презентацию книги «На трибуне реакционера», написанную им в соавторстве с политологом Владимиром Пастуховым.

Сегодня, в день своего 70-летия, Кончаловский предстал перед журналистами как всегда бодрым и энергичным.

Несмотря на повышенный интерес со стороны СМИ, автор посетовал на то, что обязан таким вниманием скептическому отношению к своей фигуре. «Я жду возмущенных писем. Жду, что меня снова назовут «барином», скажут, что я сбежал в Америку и оттуда всех сужу. Хотелось бы получить реакцию на мысли в книге, но реакция будет на личность».

Между тем, оба автора отмечают, что книга возникла не на пустом месте. Ей предшествовала серия публикаций, в которых исследовались социальные, политические и культурные проблемы современной России. Именно в процессе такого обмена мнениями Андрей Кончаловский и Владимир Пастухов пришли к идее литературного сотрудничества. «На мой взгляд, у нас есть три точки соприкосновения. – говорит политолог Пастухов – Во-первых, свобода не всегда равна счастью, а при определенных обстоятельствах приносит несчастье. Во-вторых, мы убеждены, что любая власть лучше безвластия. В-третьих, мы считаем, что особую роль в развитии нации занимает культура. Если можно что-то сделать, то начинать надо именно с нее».

Андрей Кончаловский не скрывает своего неприятия либерализма и называет себя консерватором. Он глубоко убежден, что политику должна определять культура, а не наоборот. Однако проблема не только в том, что власть, обладая колоссальным денежным фондом, совершенно не думает, поскольку у нее нет культуры. Проблема заключается еще и в самом взаимоотношении власти и народа. «Народ не принимает участия в управлении страной. Люди выбрали власть и сидят, ждут, пока она даст им колбасу с неба. А не надо ждать, надо контролировать. В России этого не происходит. У нас нет гражданского общества, нет идеалов, чувства собственного достоинства, нет межклассовой солидарности. Власть должна в первую очередь помочь выработать национальное сознание». Для этого, по мнению Кончаловского, нужна пропаганда на государственном уровне. Когда-то эту роль выполняла церковь, теперь же ее могли бы заменить СМИ. «Например, у нас отношение к деньгам как к греху. Будто бы богат может быть только тот, кто наворовал. Это надо менять. Требуется реформа национального характера и индивидуальной анонимной ответственности, в том числе на примитивном уровне. Скажем, когда детям в школе будут вдалбливать, что нехорошо оставлять грязными туалеты».

Другим тормозом на пути развития режиссер считает отсутствие буржуазии, которой, по его словам, в России никогда и не было. «Буржуазные ценности у нас не привиты, а вот крестьянские остались». По мнению Кончаловского, на Западе демократия начала строиться именно тогда, когда появилась прослойка буржуазии, свободная от власти короля, обладающая своими правами и политическим влиянием. В России Кремль до сих пор решает, кому позволить быть богатым, а кому – нет. «Поэтому у нас человек с пятью рублями в кармане и с пятьюстами миллиардами одинаково чувствует себя рабом».

Выслушав столь откровенно политизированные идеи режиссера, корреспондент DP.RU поинтересовался его политическими планами и партийными симпатиями. «Я не хочу, чтобы меня трогали. Не хочу быть политиком. Политики в России – люди несчастные, которые либо не могут иначе выразиться, либо сознательно взваливают на себя это бремя», – ответил знаменитый режиссер. И поддерживать на выборах какую-либо из партий он не намерен, хотя такие предложения ему уже делали.

На вопрос, будет ли у книги продолжение, авторы, не задумываясь, ответили, что будет. По крайней мере – в виде дальнейшей полемики в прессе. «Мы оба не писатели, мы – думающие люди и хотели просто поделиться своими мыслями», – подвел итог презентации режиссер.

После окончания пресс-конференции всех пригласили на фуршет, хотя сам именинник предупредил, что сегодня у него разгрузочный день. Кроме того, вечером режиссера ждет самолет, а на следующее утро – съемочная площадка.

Константин Митрофанов

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Альберто Тестоне Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Бергман Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир выпускники ГИТИС Гомер и Эдди Грех Дмитрий Петрович Кончаловский Дорогие товарищи! Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной карантин кинорежиссер книга Кончаловский Король Лир коронавирус COVID-19 Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон МАМТ Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Минкульт Мисс Жюли Монстр МХАТ им. М. Горького МХАТ им. М.Горького Наблюдатель Неаполь новость новый проект Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Отелло Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Пути России Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Русские сезоны Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни ТАСС творческая мастерская Андрея Кончаловского театр театр Гольдони театр им. Моссовета театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эхо Москвы юбилей Юлия Высоцкая