Кинопоказ без помпы
Андрей Кончаловский не случайно отмечает не настоящий юбилей, а творческую дату. Некоторые СМИ сделали довольно лестную ошибку, написав о 45-летии режиссера. Не будем их осуждать. Эта цифра больше идет его бодрой подтянутой внешности. Поэтому «Ретроспективу фильмов», которая проходит в эти дни в Москве, Кончаловский ценит скорее не как «сбор камней» – итог почти полувековой творческой деятельности. В данном случае ему гораздо важнее возможность масштабной и обстоятельной встречи со зрителем.
Официальное открытие ретроспективы состоялось 21 октября в кинотеатре «Художественный», где Кончаловский в присутствии жены Юлии Высоцкой и дочерей Елены и Натальи провел мастер-класс. Затем был фильм «Дом дураков». Именно там (кстати, бесплатно) до 30-го числа будут демонстрировать отечественный фонд режиссера – картины «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня», «Первый учитель», «Сибириада». Кинотеатр же «Октябрь», где на следующий день состоялась презентация ретроспективы, назначен пристанищем зарубежных лент.
Гости собирались и клубились в огороженной части вестибюля второго этажа. В ожидании сеанса можно было насладиться ярким спектром напитков, начиная с разных соков и заканчивая ароматным коньяком Hennessy. К тому же в толпе время от времени мелькал и сам мэтр. По его скромному, почти домашнему костюму – серая ветровка и коричневые штаны – можно было понять, насколько чужды режиссеру пафос и помпезность. Напыщенное наслаждение результатами творчества. Чествование – лишь переменка в мире съемок.
Надо сказать, что и во всех звездах, пришедших поздравить Андрея Кончаловского, тоже сквозила такая же уютность и «домашность». В конце зала телевизионщики пользовались разговорчивостью Егора Кончаловского. В ярко-красном свитере, в сопровождении дамы пришел на просмотр режиссер Сергей Проханов. В обычном черном пуловере явился и самый главный поздравитель Никита Михалков, выразившийся о ретроспективе как о «совокупном взгляде на творчество». Исключение составили лишь Никас Сафронов, застегнутый на все пуговицы «костюмный» Александр Домогаров да Андрей Смоляков, который в своем восточном халате, казалось, только что сошел со сцены.
Вечер, официоз которого состоял из вступительных слов Кончаловского, завершился показом двух полярных картин. Полярных хотя бы потому, что они представляют нравы и коллизии двух разных обществ – американского и российского. «Поезд-беглец» по сценарию Акиры Куросавы, названный «самым голливудским» фильмом. А еще «Глянец». После просмотра звезды «закатились» в ресторан королевской тайской кухни Blue Elephant в Новинском пассаже, где юбиляра ждал сюрприз. Красная дорожка с факелами.