Холокост стал обыденностью
О Холокосте нужно говорить всегда. Об этом необходимо помнить, тем более что в наши дни есть опасность утратить историческую память. Конечно, о Холокосте снято немало фильмов и тем сложнее сказать что-то новое. Еще труднее это сделать после выхода прекрасного фильма «Сын Саула» Ласло Немеша, завоевавшего в прошлом году гран-при Каннского фестиваля. И тем не менее русский режиссер Андрей Кончаловский рискнул. Как результат — фильм «Рай», более чем заслуживающий внимания. Это история о трех персонажах: французском коллаборационисте, русской аристократке и немецком офицере. Фильм снят в своеобразной технике, но как раз о ней говорить режиссер отказывается: «Я фильмы создаю, а не объясняю, как они сделаны. По-моему, самое главное — это не как сделан фильм, а то, какой в нем глубокий смысл». Говоря о судьбе трех своих персонажей Кончаловский тоже немногословен: «Кто я такой, чтобы решать, кому попасть в Рай?» Высказывание в духе Святого Франциска. И как раз сегодня епископ Дарио Вигано, префект департамента коммуникаций Святого престола, вручит Кончаловскому премию Брессона, учрежденную Итальянским фондом зрелищных искусств.
С большей охотой Кончаловский говорит об идее фильма: «Холокост уже очень опошлен. Когда я вижу 200 человек в полосатых пижамах в концлагере, мне кажется, что я вдруг оказался в опере Верди «Набукко». Я хочу говорить о Зле в более общем смысле, о Зле в человеке, и это вечная тема. Зло рождается ежедневно, и часто делающий зло убежден, что творит добро: в этом вся трагедия человечества. Мы сбрасываем бомбы на Ливию, Ирак, Сербию и думаем, что делаем добро, несем свободу и демократию. Но можно ли действительно так говорить? C другой стороны, я снимаю фильмы, чтобы заставить почувствовать тот ужас, который люди часто не ощущают».